Елена Кухтина

Героям Алсиба посвящается…



Интервью с председателем Магаданской организации «Союз художников России» Константином Кузьминых


В этом году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая в Магадане был открыт мемориал, посвященный подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы Аляска – Сибирь (Алсиб).

Более 8 000 боевых и транспортных американских самолетов было перевезено летчиками двух держав – СССР и США в районы боевых действий с 1942 по 1945 год через Аляску, Чукотку и Сибирь. Магаданский аэропорт на
 13-м км в годы войны входил в число 30 аэродромов пяти основных маршрутов воздушной трассы Аляска – Сибирь.

Идея установить мемориал героям Алсиба именно на 13-м км трассы «Колыма» принадлежит председателю Магаданской областной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», заслуженному художнику РФ, академику Российской академии художеств Константину КУЗЬМИНЫХ.

Совместно с коллегой- скульптором, председателем Союза художников России, народным художником РФ, академиком Российской академии художеств Андреем Ковальчуком им был создан проект мемориала боевому братству летчиков-героев СССР и США и проведена огромная работа по воплощению данной идеи в жизнь.

Нам удалось встретиться с Константином Борисовичем и поговорить о том, как создавался мемориал «Героям Алсиба», какого памятника не хватает нашему городу и чем Магадан отличается от других.

Вопрос – ответ

– 9 мая прошло торжественное открытие мемориала «Героям Алсиба». Расскажите, с чего началась работа над этим проектом.

– В конце 2018 года мэрией города Магадана был объявлен конкурс на проект памятника, посвященного подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы Аляска – Сибирь. Предусматривалось, что победитель получит право на реализацию своего проекта в городе Магадане.

Когда я узнал об этом, то решил принять в этом конкурсе участие. Во-первых, потому что памятник героям Алсиба в Магадане давно уже нужно было установить. Ведь через территорию будущей Магаданской области основная трасса и проходила. Тем более в год юбилея Победы.

А во-вторых, потому что считаю, что в городе Магадане с памятниками дела обстоят не очень хорошо. Нисколько не умаляя достоинств всем известного «Мамонта» (скульптурная композиция «Время) или каких-то других интересных произведений, нужно понимать, что это не классическая скульптура и не мемориалы. Что же касается «Маски Скорби» или композиции «Узел памяти» (прозванной в народе «Фига»), которые входят в официальный список достопримечательностей Магадана, – то это, на мой взгляд, работы достаточного низкого художественного уровня.

Я предложил стать соавтором проекта председателю Союза художников России Андрею Николаевичу Ковальчуку. Считаю, что если что-то делать, то надо делать с лучшими. А он – лучший. Он народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии, награжденный многочисленными наградами. Андрей Ковальчук на сегодняшний день – это художник № 1 в России. Он меня подержал в этой инициативе, и был сделан проект…

Всего в конкурсе участвовало 9 проектов. В Магаданской галерее современного искусства (СК «Металлист») была организована выставка, на которой в течение месяца экспонировались все предложенные участниками конкурса проекты. На выставке была книга отзывов, в которой каждый желающий мог выразить свое мнение относительно данных проектов. После того как выставка была завершена, конкурсной комиссией во главе с мэром города Магадана Юрием Гришаном был определен победивший проект. Естественно, были учтены мнения зрителей выставки, занесенные в книгу отзывов. Жюри признало лучшим наш с Андреем Ковальчуком проект памятника «Героям Алсиба».

– Как появилась идея, где будет находиться мемориал?

– Первоначально организаторы конкурса предлагали установить памятник на площадке рядом с клубом «Подвиг», где раньше стояли крылья и самолеты, или на Магаданской площади. Мне эти оба варианта категорически не нравились. Разместить мемориал на 13-м км основной трассы, недалеко от старого аэропорта – было моей идеей, которую мы и реализовали. Наш конкурсный проект предусматривал установку памятника на повороте с основной трассы к зданию старого аэровокзала. Там достаточно хорошая площадка.

– А как была придумана сама концепция памятника?

Общая идея памятника пришла сразу – это фигуры двух летчиков советского и американского, в дружеском приветствии, на фоне крыла самолета. Нужно напомнить, что до Фэрбанкса (Аляска, США) перегон самолетов выполняли американские летчики. В Фэрбанксе была советская военная миссия и там самолеты передавали уже советским летчикам. И наши летчики уже из Фэрбанкса летели до Красноярска. Поэтому понятно, что должны быть представлены и американская сторона, и советская – два летчика, которые приветствуют друг друга, жмут друг другу руки. То есть идея дружбы, боевого братства. Еще одна составляющая монумента – крыло. Многие памятники сделаны без заднего фона, обозрение скульптуры происходит со всех сторон. В нашей ситуации, когда за спиной лес, чтобы отделить фигуры от леса и сделать памятник масштабнее было придумано стилизованное крыло самолета. Вместе с крылом общая высота памятника получилась 8 метров – это уже достаточно много. Кроме того, крыло придает композиции общее устремление ввысь, в небо…

Сразу были определены материалы, из которых должен быть изготовлен монумент: фигуры летчиков – литая бронза, крыло – листовая нержавеющая сталь на стальных заклепках и постамент – полированный гранит. В последствии, при работе над эскизом и моделью памятника на крыле появились бронзовые звезды, на постаменте – бронзовая мемориальная табличка. То есть бронза, сталь и гранит. Эти три материала вместе показались мне интересными – один материал подчеркивает достоинства другого. Например, когда смотришь на памятник под определенным углом, бронзовые фигуры отражаются в крыле. А гранитный постамент дает хороший базис всей композиции.

– Вы брали в прообразы летчиков каких-то конкретных людей или это обобщенные образы?

– Вначале была идея как-то их персонифицировать, но потом мы поняли, что это бессмысленно и не нужно. Потому что это символы. Все-таки это обобщенные образы.

Была идея придать одному из летчиков черты командира первой перегоночной авиационной дивизии Ильи Мазурука. Потом подумали: зачем? Ведь героев было очень много. Многие погибли, перегоняя эти самолеты. И потом была бы тогда необходимость договариваться с американской стороной, чтобы и американскому летчику придать черты определенного человека. Тогда бы получилось, что этот памятник был бы не Алсибу, а конкретным людям. А это уже совсем другая идея и другой проект.

– Вы сказали о соавторстве с Андреем Ковальчуком. Расскажите о своих впечатлениях о работе с ним. Легко ли вам – двум творческим людям – удавалось находить компромисс?

– Да, конечно, мы очень легко находили взаимопонимание. Мы с ним знакомы и дружим уже больше 10 лет. Вместе работаем в Союзе художников России. Нами уже были реализованы совместные проекты. Например, в 2018 году мы с ним организовали и провели большую совместную ретроспективную выставку «Форма и Цвет» в Харбинском художественном музее, которая стала одним из главных культурных событий Харбина последних лет. В общем, у нас с А. Н. Ковальчуком сложившийся творческий тандем.

Андрей Ковальчук – профессиональный скульптор. Это было абсолютно необходимо для успешной реализации проекта и, естественно, учитывалось при распределении ролей. Мои разработки были на уровне дизайна, общей концепции, первоначальной идеи, привязки к местности, основная часть его работы – скульптурная, работа над фигурами. Первоначальную идею – рукопожатия и приветствия друг друга двух летчиков нужно было наполнить еще и внутренним содержанием, то есть, я имею ввиду, что все это должно было быть грамотно слеплено и профессионально отлито.

Мы с моим соавтором приступили к работе над созданием мемориала в октябре 2019 года. Работа проводилась одновременно в Магадане и в Москве. В Москве проводилась изготовление в натуральную величину и отливка бронзовых частей памятника. Крыло было изготовлено и собрано здесь, в Магадане.

Естественно, необходимо было продумать историческое соответствие: форма одежды, парашюты, знаки отличия – все эти нюансы должны были быть точными. Для этого мы работали с архивами, собирали фотографии летчиков тех лет... Это была очень интересная и большая часть работы.

Долго обсуждалось какой должна быть мемориальная табличка. Как назвать мемориал? В конечном итоге пришли к надписи на табличке – «Героям Алсиба посвящается» и к общему названию мемориала – «Памятник героям Алсиба». Также на мемориальной табличке указаны годы работы авиатрассы – 1942 – 1945. Это для информации. Потому что многие не знают эту историю, хотя она была интересной, драматичной и очень важной для нашей страны. Ведь поставки по ленд-лизу, в том числе перегон самолетов по трассе Алсиб, реально приблизили победу над фашизмом. И, как указано на информационном стенде мемориального комплекса, Алсиб спас жизни миллионам советских граждан.

Одновременно с нашей работой выполнялись работы по заливке фундамента, изготовлению и облицовке постамента памятника, благоустройству площадки мемориала. Готовые отлитые из бронзы детали мемориала были доставлены из Москвы в середине апреля, и к 9 мая работа над мемориалом была полностью завершена.

Перед открытием нами была дополнительно изготовлена информационная установка, на которой дана краткая информация про воздушную трассу, размещена общая карта полетов. Установка, как и крыло, изготовлена из листовой нержавеющей стали. Установка впоследствии войдет в общую композицию мемориала.

– Все ли, что хотелось, удалось воплотить в жизнь?

– В общем, да. Могу сказать, что конечный вариант получился даже лучше, чем первоначальный эскиз. Потому что первая идея, эскиз монумента был не до конца продуман, общие пропорции памятника были неточными, немного позы у летчиков были не те… И табличка не такая, и крыло было усеченное. Очень многое изменилось в процессе работы. Улучшалось все, в том числе и постамент. Он был сначала прямоугольным, потом стал скошенным, повторяя наклон крыла. Находились верные пропорции всех составляющих частей памятника, все дорабатывалось, и в итоге конечный результат даже превзошел мои собственные ожидания.

Памятник «Героям Алсиба» – это напоминание о славной странице нашей истории, напоминание о подвиге, воинской доблести и боевом братстве. Очень знаменательно, что открытие памятника состоялось 9 мая 2020 года – в день 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Я уверен, что памятник станет одной из главных достопримечательностей нашего города.

– Я знаю, что вы реализуете себя не только в личном творчестве… Также вы являетесь председателем Магаданской областной организации Союза художников России и секретарем Союза художников по Дальневосточному федеральному округу. Расскажите, над чем вы сейчас работаете.

– По поводу моей работы в Дальневосточном федеральном округе. Я осуществляю общее руководство деятельностью 13 отделений Союза художников на Дальнем Востоке – от Бурятии до Камчатки. Это большая работа, на которую уходит достаточного много времени. Во первых, это огромная территория, которую нужно периодически просто проехать. Во вторых, каждый регион имеет свою специфику, которую нужно учитывать. То что хорошо, скажем, для Приморья, совершенно неприемлемо для Якутии или Бурятии. В третьих – каждый художник (а их на Дальнем Востоке более 700 человек) – это самостоятельная творческая личность со своими амбициями. Со всеми нужно постараться найти общий язык, понять, при необходимости оказать помощь и поддержку.

Отделения Союза художников России на Дальнем Востоке имеют огромный творческий потенциал. Нами реализуются масштабные проекты, становящиеся знаковыми культурными событиями региона. Например, в этом году во Владивостоке мы реализуем проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, – это межрегиональная художественная выставка «Великая Победа». Выставка развернута в залах Приморской государственной картинной галереи и Союза художников Приморья. Открытие выставки состоялось 8 мая, проходило оно в онлайн-формате. На выставке представлены произведения дальневосточных художников, посвященные войне и Победе. Участвуют авторы из всех субъектов Федерации на Дальнем Востоке – это более 200 произведений 150 дальневосточных художников. Я наде­юсь, что в ближайшее время эту выставку мы все-таки откроем очно, пригласив на открытие максимально возможное количество гостей, в том числе ветеранов.

В Магадане я тоже хочу организовать выставку, посвященную Великой Победе, но пока у нас нет такой возможности, потому что наш зал закрыт. Может быть, к сентябрю мы сделаем эту экспозицию и представим ее магаданцам.

– Есть ли какие-то сложности, с которыми вам приходится сталкиваться в работе, являясь председателем Магаданской областной организации Союза художников России?

– Магаданский союз художников – творческая общественная организация, которой в этом году исполняется 58 лет. Это один из старейших общественных организаций на территории нашей области. Я его возглавляю уже 20 лет и могу сравнивать. Хочу сказать, что ситуация с нашим профессиональным изобразительным искусством в Магаданской области с каждым годом все хуже.

Главная проблема нашей творческой организации на сегодня – это финансирование. Общественные организации, в том числе профессиональные творческие союзы, всегда поддерживались государством. И культура должна поддерживаться государством. Так оно и было раньше. И, хочу отметить, что эта поддержка была не однобокой. Мы не просим – дайте нам деньги просто так, а мы за это не будем ничего делать.

На протяжении всего времени, кроме последних 3 – 4 лет, были достаточно паритетные отношения между органами власти и нашей организацией. В Магадане мы организовывали по 10 – 12 выставок в год. Практически каждый месяц была новая выставка. Мы делали выездные выставки произведений наших художников по районам Магаданской области. И это все было на постоянной основе. Мы регулярно представляли произведений наших художников на выставках как в России: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и т. д., так и за рубежом: в Париже, Пекине, Харбине и пр. Мы активно занимались издательской деятельностью. Например, нами было выпущено 8 монографий магаданских художников.

Понятно, что для всего этого нужны деньги. Еще при первом губернаторе Магаданской области В. Цветкове была разработана программа по субсидированию творческих союзов. Эту программу я лично «пробивал». В итоге она работала и включала три творческих союза: художников, писателей и театральных деятелей. Мы получали субсидии, мы их отрабатывали, мы ощущали свою нужность. Художники были вовлечены в определенные проекты. В результате получалось так: художники работают, выставки работают, зрители приходят, смотрят, пишут отзывы – положительные или отрицательные, жизнь идет…

Начиная с 2016 года эта поддержка начала постепенно умирать и на сегодняшний день она практически умерла совсем. Потому что все то, что мы делаем, мы делаем сами на те деньги, которые сами добываем. Фактически какого-то взаимодействия с нашими областными органами власти сейчас нет вообще. В принципе, может, это и есть цена свободы. Мы живем сами, организовываем наши мероприятия сами и свободны в своих проектах.

А ведь именно с 2016 года мы начали реализацию масштабного и финансово-емкого проекта – проведение в Магадане фестивалей косторезного искусства. За эти годы нами были организованы и проведены:

– Всероссийский фестиваль «Косторезное искусство народов России» (2016);

– I Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» (2017);

– II Международный фестиваль «Косторезное искусство народов мира» (2019).

На выставке произведений участников Всероссийского фестиваля были представлены все косторезные школы, существующие в современной России, а на выставках международных фестивалей еще и произведения художников-косторезов 9 стран мира. Фестивали сыграли решающую роль в сохранении и развитии косторезного промысла как в России в целом, в том числе в Магадане, окончательно утвердили магаданское косторезное искусство как региональный бренд и на многие годы вперед сделали Магадан не только столицей косторезного промысла Российской Федерации, но и мировым центром этого древнего искусства.

Правительство нашей области, наше министерство культуры оказались вообще в стороне от этого процесса. В будущем году мы планируем организовать и провести в Магадане уже III Международный фестиваль косторезного искусства, еще более масштабный, пригласив в наш город ведущих мастеров-косторезов со всего мира.

– По-вашему мнению, что мешает самореализоваться творческому человеку? Безденежье?

– Нет. Для самореализации творческому человеку деньги, конечно, нужны, но это не главное. Когда ты работаешь – ты создаешь какой-то продукт, который, по сути, является воплощением твоих идей. Грубо говоря, сначала нужно иметь идеи (иметь, что сказать) и уметь свои идеи воплощать в реальность (уметь говорить, желательно внятно и понятно). Качество созданного продукта – это и есть демонстрация твоего профессионального и человеческого уровня. Для того чтобы реализовать свои идеи, создавать произведения, ты должен приложить собственные усилия, сделать что-то. А результат будет зависеть от того, какие усилия и в каком направлении ты приложил. Если получилось достойное произведение, востребованное – ты молодец. Если вдруг постигла творческая неудача, то пенять нужно только на самого себя. А деньги в этой ситуации – это вопрос третий.

Для работы художнику нужна творческая мастерская. Благодаря мэрии города Магадана этим наши художники обеспечены. Мастерские есть у всех, кто желает их иметь. Также нужны материалы для работы. Я думаю, что все наши художники имеют возможность эти материалы приобрести. Ну а дальше – кому что дано.

– Есть ли у вас какой-то проект – мечта, который бы хотелось реализовать в нашем регионе?

– Была у нас идея уже довольно давно – создание в Магадане памятника первопроходцам Северо-Востока и первостроителям Магадана. То есть тем людям, которые всю эту территорию осваивали. Людям, которые создали то место, где мы живем.

Если бы не было этих первопроходцев начиная с Билибина, то не было бы открыто золото. Не было бы открыто золото, тут не было бы приисков и не началось бы промышленное освоение этой земли. Не началось бы промышленное освоение, не было бы никакой Магаданской области.Может быть до сих пор это была бы часть Хабаровского края и т. д. И потом бы не было города Магадана и тут бы мы не жили... Поэтому в память об этих людях можно было бы сделать этот мемориал – первопроходцам Северо-Востока и первостроителям Магадана.

Попытки какие-то были, но сделать какой-то большой настоящий мемориал пока не получилось. Конечно, это требует затрат и без заинтересованности в этом наших властей такой проект не реализовать, но это было бы интересно.

– Творческим людям в интервью мы часто задаем вопрос: Магадан – культурный город? Как вы считаете?

– Да! По-моему, Магадан – культурный город и он, точно, не периферия. На мой взгляд, окраиной являются некоторые города вокруг Москвы. Туда приезжаешь и возникает ощущение заброшенного захолустья. Причем даже это не зависит от статуса города – губернский он или уездный. Сразу возникает ощущение – это периферия.

Магадан – это уже совсем другой регион. Это территория, имеющая свои традиции, созданные за последние 80 лет, и совсем другой особый «климат». Не погода на улице, а климат взаимоотношений между людьми, свой уклад жизни.

Мне в Магадане комфортно и удобно жить. Мне здесь нравится, я здесь родился. Поэтому, могу сказать, что люди, которые здесь живут отличаются от других жителей страны. Их общий уровень все-таки выше среднестатистического российского. Интеллектуальный, человеческий, моральный... У меня есть такое ощущение. И даже приезжая в города рядом, на Дальнем Востоке, я чувствую, что немного все по другому и люди уже другие. Есть определенные нюансы, благодаря которым ты это понимаешь. В Магадане немножко все иначе. В лучшую сторону.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER