Вечерний Магадан

Болезнь Х может в 20 раз превзойти по смертности COVID-19. Откуда ждать беды?

Все мы были свидетелями, как начиналась пандемия COVID-19: всеобщая растерянность, страх, а порой и паника. Ни одна из 220 стран, по которым тяжелым катком прошелся вирус, не была к этому готова. Не было вакцин, лекарств, многие решения принимались «с колес». В ВОЗ настаивают: это не должно повториться.

Участники ВЭФ обсудили, какие усилия нужны, чтобы подготовить системы здравоохранения к будущим вызовам. Таким вызовом называют «болезнь Х».

«Еще в 2018 году ВОЗ создала Совет по мониторингу глобальной готовности – независимую группу экспертов для выявления пробелов в механизмах защиты во всем мире и поиска решений. Мы не знали, когда возникнет следующий глобальный кризис. Но мы знали, что «болезнь Х» рано или поздно придет», – объяснил глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус.

«Бесспорно, учитывая, что вирусы и бактерии постоянно эволюционируют, можно и нужно ожидать появления новых патогенных штаммов. Не случайно есть термин «новые и возвращающиеся инфекции». Но в данном случае речь о конкретном патогене не идет. «Болезнь Х» – это некий потенциальный патоген, который, возможно, в ближайшее время будет вызывать массовые заболевания у людей», – пояснил «РГ» директор Российского противочумного института «Микроб» Роспотребнадзора академик РАН Владимир Кутырев.

Откуда ждать беды

Эпидемиологи говорят: это может быть инфекция, которая уже существует, но мы о ней не знаем. А может возникнуть особо опасный мутант известного вируса. Источником может стать и патоген, «оттаявший» из вечной мерзлоты. К слову, именно так – исследовав захороненные в зоне мерзлоты тела людей, умерших от «испанки», и выделив вирус, – ученые узнали, что пандемию вызвала «всего лишь» разновидность гриппа.

Но самая вероятная угроза – это зоонозные инфекции, которые приходят к нам из животного мира. Как пишет Daily Mail, в Давосе будут обсуждать риски инфекции CWD (сhronic wasting disease), которая также называется «вирус зомби». Заболевают CWD олени, лоси, северные олени. Вирус поражает мозг животных подобно коровьему бешенству. Больные олени выглядят и ведут себя странно, перестают бояться людей, у них течет слюна, они слабеют и умирают. Погибшего оленя недавно обнаружили в знаменитом национальном парке Йеллоустоун (США) благодаря ошейнику с передатчиком. И это не первый случай.

Вирус CWD впервые выделили в 1980-х годах, долгое время он считался редким. Но вот результаты недавнего исследования: CWD встречается уже в 30 штатах США, Канаде, Швеции, Норвегии, Финляндии и даже Южной Корее. Заражены миллионы животных. Пока нет данных, что от оленей могут заразиться люди. Но худшего сценария исключить нельзя, ведь вирусы способны менять свойства, поэтому ученые требуют от охотников соблюдать осторожность, отдавать мясо убитых животных на анализ и при положительном результате ни в коем случае не употреблять его в пищу.

Еще тревожнее ситуация с летучими мышами. Многие из них – живые резервуары вирусов, крайне опасных для человека, включая Эболу, атипичную пневмонию, Марбург, Нипах. Дикие леса вырубают в Китае, Индии, Бразилии, Африке, и животные кормятся на плантациях и все теснее контактируют с людьми. Как результат – вспышки инфекций. Так, вирус Нипах поражает мозг и приводит к смерти в 40-75 % случаев. Вакцины нет. А заразиться можно всего-навсего поев фруктов, которых касались плодовые летучие мыши. И такие вспышки, ранее локальные, теперь стали глобальной угрозой. «Никто не находится в безопасности. Вирусу не потребуется много времени, чтобы оказаться в любой точке мира благодаря международным поездкам и торговле», – говорит профессор Прагья Ядава из Национального института вирусологии Индии.

«Мы знаем, что вирусы способны в каких-то ситуациях преодолевать межвидовой барьер. Значит, сегодня они патогенны для животных, а завтра – для людей. Необходим комплекс профилактических мер, который предусматривает и предупреждает такой сценарий. Классический пример – грипп птиц, за которым мы активно следим. Патогенность его для людей очень высока, в половине случаев – летальный исход. К счастью, в данный момент вирус не приобрел способность передаваться от человека к человеку, а для птиц разработана вакцина», – говорит профессор Кутырев.

Санитарный щит

Цель подготовки к будущим угрозам во всех странах: когда возникнет чрезвычайная ситуация, придет непонятная инфекция, важно иметь ресурсы для немедленного реагирования. В нашей стране принята национальная программа «Санитарный щит»: сеть лабораторий должна успеть идентифицировать любой новый патоген за 24 часа, а уже через четверо суток должна быть создана тест-система для массового применения. Это – база и для быстрейшего создания вакцин и лекарств.

«Было бы хорошо иметь вакцины от всех тяжелых инфекций. Но при всех усилиях в мире есть не более 30 вакцин, которые введены в Национальные календари прививок либо выполняются по эпидпоказаниям. Если производство вакцин пойдет по нарастающей, это откроет нам безоблачные перспективы – вакцинация уже подарила человечеству 25 дополнительных лет жизни. При этом система готовности к новым эпидемиологическим вызовам создается таким образом, чтобы не допустить заноса опасных инфекций, вовремя их выявить и эффективно реагировать на них – такие задачи стоят перед программой «Санитарный щит», – подчеркнул академик Кутырев.

Источник: «Российская газета»

Автор:

Ирина Невинная

Фото:

Freepik