Вечерний Магадан

Галина Рудакс: Для меня музыка – это и есть моя жизнь, и к этому ничего не добавишь…

Какое место в вашей жизни занимает музыка, что она для вас значит? Для одних она служит средством успокоения, неким рычагом для ухода от текущих проблем, способом программирования себя на нужный лад, на подходящее настроение.

Для других же, в частности, для гостьи нашего интервью, музыка – это то, что не объяснишь словами… Это целый мир… целая вселенная, не имеющая запретов и ограничений. Для нее музыка – это чувства, эмоции, что-то светлое и очень личное, порой такое, чем не хочется делиться с окружающими, опасаясь его разрушения. И согласитесь, пытаться на этот внутренний хрупкий мир прилепить подборку синонимов, сухих схожих эпитетов как-то язык не поворачивается.

Гостья нашего интервью – директор МБУ ДО г. Магадана «Детская музыкальная школа» Галина Юрьевна РУДАКС, и с музыкой у нее связана не только профессия, но и вся жизнь, все ее этапы, периоды, события. Влюбленность в этот вид искусства у Галины Юрьевны случилась еще в раннем детстве, а позже это переросло в серьезные отношения, которые с годами лишь укреплялись. И говорить о каком-либо разрыве этих отношений за прожитые годы у нее и мысли не возникало.

О том, что такое музыка, о работе Детской музыкальной школы, о ремонте в ней и обучении, как понять, что у вашего ребенка есть талант, а также на каких музыкальных инструментах играет директор учреждения, вы узнаете из нашего интервью, которое нам удалось записать накануне профессионального праздника – Дня работника культуры города Магадана.

Вопрос – ответ

– Галина Юрьевна, расскажите, чем сегодня живет магаданская Детская музыкальная школа?

– Детская музыкальная школа сегодня живет очень насыщенной и активной творческой жизнью. Стоит отметить, что этот творческий подъем связан в первую очередь с тем, что мы недавно въехали в новое, точнее, обновленное после капитального ремонта здание.

В стенах школы мы отсутствовали около полутора лет, на время ремонта нас приютил Магаданский колледж искусств. Конечно, там помещений было маловато, в связи с чем мы чувствовали себя немного стесненно, но при этом и достаточно комфортно благодаря гостеприимству директора и работников колледжа. Но, несмотря на некоторые неудобства, наша работа велась без пауз и перерывов, как основная – учебный процесс, так и дополнительная – участие в конкурсах и прочих мероприятиях.

Недавно мы вернулись к себе домой, в родную школу, где продолжаем работать, но уже в комфортных и уютных условиях. В честь открытия обновленной школы мы организовали праздничную программу (концерт), на которой присутствовал мэр города Магадана Юрий Гришан. Стоит отметить, что именно он нас поддержал и помог с проведением долгожданного для нас ремонта.

Сейчас продолжается учебная работа, подготовка к конкурсам и фестивалям. Все в штатном режиме.

– Вы большую часть ответа посвятили ремонту школы, расскажите подробнее, какой школа была раньше и что изменилось в ней после проведения капитального ремонта?

– Здание, в котором располагается наша школа, достаточно старое, и естественно, что время на пользу ему не шло. Ремонт для поддержания когда-то все же проводился, но здание нуждалось именно в капитальном ремонте.

Если говорить о том, что было до… Первое, что вспоминается – это кровля, которая сильно протекала. Дождь, снег – вся вода внутри. И как бы мы ни старались с этим бороться собственными силами, победить данные протечки у нас не получалось. От протекающей кровли сильно страдали стены, на них был грибок, который активно расползался, его наличие, как вы знаете, негативно влияет не только на внешний вид классов, но и на здоровье учителей и учащихся.

В плохом состоянии были полы, когда строители их вскрывали, то ужаснулись от увиденного. Полы были деревянные, а основанием служили насыпанные камни, и это все прикрывалось линолеумом, который со временем потерял свой вид – он стал весь в царапинах и дырах. Когда мы ходили по полу, то чувствовали, как под ногами он проваливается.

Да и внешний вид школы, «косметика» пришла в негодность, осыпалась штукатурка с фасада большими пластами.

Сегодня у нас новая замененная кровля, красивый фасад. Внутри все полы приведены в нормативное состояние – залиты цементом, а сверху современное покрытие. Также в каждом кабинете, где проводятся уроки музыки, сделана звукоизоляция. Раньше ее не было, и при проведении занятий звучание музыкальных инструментов из соседних кабинетов перебивало друг друга, заглушало. Сейчас такого нет, полноценно проводятся уроки, при этом музыканты не слышат, что происходит в соседних классах.

– Интересует финансовая сторона… Во сколько обошелся долгожданный ремонт и источники финансирования?

– По инициативе министра культуры Магаданской области Людмилы Горлачевой нам были выделены средства на него из федерального бюджета в рамках национального проекта «Культура», это около 60 млн рублей. Но когда мы провели государственную экспертизу работ, то сумма выросла. Об этом стало известно мэру Магадана Юрию Гришану, и он подключился к данной проблеме, а именно принял решение помочь нам в финансировании, оставшаяся часть суммы (крупной суммы), которой не хватало, благодаря ему была выделена из муниципального бюджета.

– Ремонт сделан полностью под ключ или остались мелочи, которые будут доделываться позже?

– Нет, доделывать ничего не нужно. Все сделано хорошо и под ключ.

– А мебель или музыкальные инструменты, нуждаются ли они в обновлении?

– Музыкальные инструменты у нас по большей части устаревшие, в основном это пианино и рояли – самые дорогостоящие инструменты. На сегодняшний день в школе 35 пианино и три рояля, и, конечно, их хотелось бы заменить на новые. Также требуется обновление народных инструментов: домры, балалайки и т. д.

Что касается мебели, то когда закончился капитальный ремонт, и мы начали возвращаться в школу, то обратили внимание и на старую свою мебель. При тех условиях (до ремонта) это не так бросалось в глаза. А вот в современный ремонт заезжать со старой мебелью не хотелось. В итоге нам были выделены средства на приобретение новой мебели, но не всей, а самого необходимого.

– Раз мы заговорили о проблемах, то какая самая основная проблема на сегодняшний день у магаданской Детской музыкальной школы?

– Основная проблема у нас, наверное, как и на каждом предприятии, учреждении города, да и области в целом – это кадровый голод. Нам не хватает преподавателей. К примеру, сейчас очень большой спрос у детей на обучение игре на гитаре. Детей на данное обучение мы принимаем от 7 до 12 лет. Преподаватель по данному направлению у нас совместитель, и он не может взять в обучение то количество детей, которые хотят к нам поступить. В связи с этим мы вынуждены отказывать желающим.

Нужны преподаватели: скрипки, хормейстер, концертмейстер и другие. Преподаватели по этим направлениям у нас есть, но они все приходящие (совместители).

Коллектив с годами не молодеет, а молодые преподаватели, в том числе и наши выпускники, не очень хотят идти работать в нашу школу. В первую очередь это связано со спецификой самой работы – это работа с детьми, согласитесь, со взрослыми куда проще работать, нежели с подрастающим поколением. Поэтому они трудоустраиваются в основном в местные оркестры, театр и другие учреждения культуры, а многие и вовсе меняют вектор в своей профессии.

– Вернемся к основной деятельности Детской музыкальной школы – учебному процессу. Расскажите о факультетах (направлениях, специальностях), которые на сегодняшний день есть, как проходит этап поступления в школу и с какого возраста принимаете?

– Направление у нас одно – музыкальное (академическое музыкальное образование). Говоря об обучении, есть платные группы, куда детей мы принимаем с трех лет. Учатся они в этой группе («Кроха музыкант») три года. Обучение проводится в игровой форме, работа идет над развитием ребят в музыкальном направлении – песни, стихи, ритмические упражнения и другое. Детям это очень интересно, много положительных отзывов получаем как от самих детей, так и от их родителей.

С шести лет мы принимаем детей в подготовительную группу, период обучения в ней длится год. Дети в данной группе учатся игре на музыкальном инструменте, который они выбирают. Также у них в программе появляется урок сольфеджио.

Далее, когда ребенок заканчивает обучение, то поступает к нам в первый класс на эту же программу и обучение идет восемь лет, если он выбирает фортепиано, скрипку или виолончель.

Если народные и духовые инструменты, то есть как восьмилетняя программа, так и пятилетняя программа, в зависимости от возраста поступления ребенка.

– Но можно к вам поступить и без прохождения подготовительной программы обучения?

– Да, ребенок поступает в общеобразовательную школу в первый класс и может параллельно поступить к нам на обучение. Для этого родители предварительно собирают пакет документов и готовятся к нашим вступительным испытаниям. Ребенок дома подготавливает любую детскую песню, а дальше выступает с ней перед приемной комиссией.

Члены комиссии проверяют ребенка на наличие слуха, ритма, памяти, и по итогам испытания члены комиссии принимают соответствующее решение.

– Вы уже сказали, что большим спросом пользуется направление по обучению игре на гитаре. А на какие еще дети предпочитают поступать?

– Поступают на все направления, но гитара у нас в лидерах в последние годы. Могу сказать, что меньшим спросом пользуются народные инструменты. Хотя здесь тоже стоит отметить, что год на год не приходится. То у нас много желающих, а бывает, что и никого. Всегда по-разному, и здесь тяжело спрогнозировать ситуацию.

– Как понять родителям, что у их ребенка есть предрасположенность к музыке и его необходимо отдать к вам на занятия?

– Все просто, обращайте внимание на ребенка. Если он часто поет, отстукивает ритм, узнает песни и подпевает, это значит, что у ребенка есть предрасположенность, талант, и нужно то, что дала природа, развивать.

– Порой можно встретить такое заключение, что у конкретного ребенка слуха нет. Нет слуха – это приговор или его можно с годами развить?

– Нет, не приговор, слух развивается, и этим надо заниматься. С первого класса у нас все учащиеся ходят на хор – это хорошо стимулирует развитие слуха. Также сольфеджио, где дети изучают музыкальную грамоту (поют гаммы и другое), что тоже развивает слух. У нас много занятий, направленных на это. Главное – заниматься, и все придет.

– А есть тип учеников, которым вы отказываете в обучении, музыка – это не его, пусть лучше в чем-нибудь другом себя попробует?

– Когда ребенок уже к нам поступил, его родители, а главное, сам ребенок хочет у нас учиться, то он будет у нас учиться в любом случае. Просто есть разные уровни освоения данной программы: если ребенок справляется, значит, у него хороший и высокий уровень. Если есть сложности с обучением, то преподаватель индивидуально подбирает под ребенка программу обучения. У каждого ребенка есть возможность, главное, было бы желание, а это основное.

Я убеждена, что дети, которые занимаются творчеством, в частности, посещают нашу школу, они отличаются от других детей. Отличие в том, что они более культурные, воспитанные, мягкие. В них чувствуется определенный уровень.

– В чем секрет, в методике преподавания у учителей музыкальной школы?

– Секрет? Секретов нет. В первую очередь ребенка нужно расположить к себе, влюбить в себя, чтобы он тебе, как учителю, доверял, уважал и тянулся, а сделать это тоже не всегда просто. Как только этого получится добиться, ребенок сам будет тянуться к учителю, а соответственно, и к новым знаниям. Практика показывает, что дети дома мало занимаются, основная работа происходит в классе. Поэтому основная нагрузка и ответственность лежит на плечах наших педагогов.

– Галина Юрьевна, хотелось бы узнать о вас, в частности, о том, как произошло ваше знакомство с музыкой и почему вы решили свою жизнь посвятить именно ей?

– Помимо общеобразовательной школы, я параллельно училась в музыкальной школе, куда меня семилетним ребенком привела мама. Обучалась я игре на баяне (направление «народные инструменты»). Сразу отмечу, что учащиеся данного направления – уникальные люди, универсалы. Потому что они умеют играть практически на всех музыкальных инструментах: баян, аккордеон, фортепиано, домра, балалайка и т. д.

Музыкальную школу я окончила с отличием и поступила в Магаданский музыкальный колледж, а высшее образование я получила в Институте культуры (Хабаровск).

С 1983 года я работала в Магаданской хоровой школе, где прошла все ступени карьерной лестницы, поднявшись до должности директора. В 2017 году мне предложили возглавить Детскую музыкальную школу, где когда-то я была учеником.

– Был ли момент, минута отчаяния, когда вы пожалели, что связали свою жизнь с музыкой. Хотелось ли встать и все бросить?

– Были сомнения во времена перестройки, тогда многие не знали, что нас ждет и что потом. В моем случае я не понимала, куда приведет меня мое искусство, мой творческий путь. Но это было временно, потом все наладилось. Но я ни разу не пожалела, что решила связать свою жизнь с музыкой.

– Вы упомянули, что, несмотря на руководящую должность, ответственность и объем работы, который она подразумевает, вы с музыкой не попрощались и по сей день продолжаете играть на музыкальных инструментах.

– Да, в Магаданском русском оркестре я играю на гуслях клавишных. Там же долгое время играла на баяне. Также я участник ансамбля «Метелица» – играю на балалайке. Помимо репетиций, мы участвуем в многочисленных концертах.

– Редкий директор, который с годами не очерствел и помимо основной работы находит время на творчество.

– Я без этого не вижу своей жизни. Творчество – это моя отдушина, оно необходимо мне для души, для самореализации. Для творческого человека это очень важно. Лично для меня музыка – это и есть моя жизнь, и к этому ничего не добавишь…

Автор:

Наталья Мифтахутдинова

Фото: