В культурной столице России на Дворцовой площади прошел XVII Санкт-Петербургский международный книжный салон. В нем приняли участие более 250 издательств и книжных магазинов. Среди них и издательство «Кордис», известное магаданцам по сотням книг местных авторов, увидевших свет благодаря нему. Они представили книгу магаданского историка, главного научного сотрудника магаданского областного краеведческого музея, кандидата исторических наук Александра Навасардова «Урбанизация и характер заселения территории Северо-Востока СССР (1932-1940)».
Слово редактора
Главный редактор издательства «Кордис» Светлана Склейнис рассказала, что издательство «Кордис», которому в эти дни исполняется 25 лет, образовано в июне 1997 года в Магадане.
– С 2017 года мы работаем в Санкт-Петербурге, издаем книги всех жанров и направлений, и по-прежнему занимаемся выпуском краеведческой литературы по истории Северо-Востока России. В последние годы у нас появились интересные проекты с РЖД Якутии по истории строительства БАМа, Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. И эта дорога тоже, как известно, приведет к Магадану. Я хочу поблагодарить организаторов Санкт-Петербургского Международного книжного салона за возможность представить на таком авторитетном профессиональном форуме наш проект «Колыма. Севвостлаг», приуроченный к 90-летию со дня образования государственного треста Дальстрой, который положил начало промышленному и культурному освоению Северо-Восточного региона России», – сказала Светлана Альфредовна. – 90 лет назад 1 февраля 1932 года в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин» прибыл директор «Дальстроя» Эдуард Петрович Берзин и первые дальстроевцы: геологи, строители, транспортники, дорожники. На этом же пароходе на Колымскую землю прибыла первая партия заключенных. 1 апреля 1932 года был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь – СВИТЛ. Он не входил в систему ГУЛАГ, а был поставщиком рабочей силы Дальстроя. Здесь, на Колыме, была создана мощнейшая производственная государственная структура – Дальстрой, совнархоз, Северовостокзолото, которая за весь период своего существования с 1932 года по 1995 года добыла не только 3 200 тонн золота, но и большое количество серебра, олова, вольфрама, угля, создала производственную социальную базу для огромной необжитой территории. Здесь была добыта четвертая часть всего российского золота. Это говорит об уникальности месторождений колымского золота и об уникальности организации, имя которой «Дальстрой».
Книга «Урбанизация и характер заселения территории Северо-Востока СССР (1932-1940)» представляет собой масштабное научное исследование, которое раскрывает различные аспекты заселения территории будущей Магаданской области, которое проходило в сложный для СССР период индустриализации и политических репрессий. В исследовании приведены ранее неопубликованные архивные данные, материалы периодической печати 30-40-х годов, свидетельства очевидцев событий тех лет. Эта книга издана в рамках проекта «Колыма. Севвослаг» Магаданской областной общественной организации работников культуры при поддержке Фонда президентских грантов.
Дальстрой
В ноябре 1931 года постановлением ЦК ВКП (Б) «О Колыме» и постановлением Совета Труда и Обороны СССР № 516 организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы – Дальстрой. Тресту была поручена разработка недр, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых на территории Охотско-Эвенского национального округа Дальневосточного края, строительство автодороги от бухты Нагаева до района золотодобычи.
В октябре 1932 года решением ЦК ВКП (Б) район деятельности Дальстроя выделен в самостоятельную территорию, входившую в Дальневосточный край. Ее площадь к 1941 г. составляла 2 266 тыс. кв. км. В 1951 году она была расширена до 3 млн км. В нее вошли нынешняя Магаданская область, Чукотка, часть Якутии, Хабаровского и Камчатского края. Вначале трест подчинялся непосредственно Совету Труда и Обороны, а после его упразднения – СНК СССР № 260 от 4 марта
1938 г. трест передан в ведение НКВД СССР и переименован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС).
В 1930-х годах производственные подразделения Дальстроя обсуживались заключенными Северо-Восточного ИТЛ (СВИТЛ). Лагерь находился в подчинении Дальстроя. Закат эры Дальстроя наступил со смертью И. В. Сталина. Постановлением Совета Министров от 18 марта 1953 г. ГУСДС было передано Министерству металлургической промышленности СССР, а его лагерные подразделения – ГУЛАГу Минюста СССР. С февраля 1954 г. Дальстрой перешел в ведение Министерства цветной металлургии, в мае-июне 1957 г. ликвидирован. Его предприятия вошли в состав Магаданского совнархоза.
От автора
– Контингент состоял из двух групп. Первая – заключенные. В первую навигации. 1932 года было доставлено порядка десяти тысяч заключенных. К 1940 году их было уже 176 тысяч. Вторая категория – вольнонаемные, их было порядка 40 тысяч, – рассказал Александр Навасардов. – На колонизацию переводили заключенных – аграрников и социально вредные элементы. Руководство Дальстроя стремилось переводить и заселять колонистами, чтобы поднимать промышленную и продовольственную базу. Другая группа – вольнонаемные – вохровцы. Они были особой социальной группой в составе вольнонаемных. Сначала это были уголовники, опора была на них в охране лагерей. Они были социально близкими советскому народу в то время, и их было большинство. К 37 году картина меняется, начинаются репрессии и социальный состав заключенных тоже резко меняется. За 25 лет через лагеря Дальстроя прошло порядка 900 тысяч человек, из них погибло порядка 130 тысяч от голода, холода, болезней.
Вопросы читателей
– Сейчас, в настоящее время, там, где велась грандиозная добыча, тоже что-то ведется, ведется ли разработка новых месторождения?
– Когда в 1991 году Советский Союз рухнул, пошла смена экономических парадигм. Наступила эра материализма и все ненужное – социальную сферу – отбросили. Пошла деградация социальной сферы, горной промышленности и прочее. На современном этапе за счет наработок геологоразведки советского времени повысилась добыча золота. Уже третий год добывают более 50 тонн золота. И динамика с добычей золота улучшилась, а с населением нет, потому что работают вахтовым методом, и население сильно сокращается. По переписи 1939 года на Колыме было более 200 тысяч человек.
– Какое количество коренного населения было до 1932 года на территории Магаданской области?
– По данным переписи 1926 года порядка 10 тысяч человек проживало на огромной территории, более миллиона квадратных километров.
– При работе над книгой вы наверняка пользовались массой интересных материалов. Что было наиболее впечатляющим из материалов, может быть, о судьбах людей, заключенных?
– Самое интересное – это жизнь людей тех лет. Я хочу сказать, почему я занялся этой темой. Дело в том, что мой отец, Сергей Николаевич Навасардов, доктор медицинских наук, занимался вопросами медицинской демографии. Я продолжаю его дело, но только в исторической демографии.
– Сколько по времени заняла работа над этим трудом от сбора источников информации до конечного результата и какими источниками вы пользовались?
– Работал около 15 лет, но информацию накапливал лет 30, если не больше. Источники, в основном, это государственный архив Магаданской области.
– Было много ссыльных. Это политические заключенные?
– Была разная динамика. С 1932 до осени 1937 года большинство были уголовниками. Но процентное соотношение сокращалось между ними и начиная с осени 1937 года динамика резко изменилась. К 40 году политических уже до 90% доходило, потому что часть уголовников переводили в политические. Они отказывались работать на благо социалистического государства, но потом это исправили. Многим дали большие сроки и они стали работать.
– Пока не стали появляться вольнонаемные, люди с каких местностей туда ехали?
– Вольнонаемные и заключенные стали появляться практически одновременно. Было постановление ВЦИК в 31 году, как только организовали Дальстрой. Там и заключенные были, и вольнонаемные, спецпоселенцы и колонисты. Все это было расписано. Большие выплаты, сохранение жилья на материке и надбавки. И в то время вольнонаемные получали очень приличную зарплату. Дальстрой помогал – перевозил семьи вольнонаемных.