Вечерний Магадан

Им все по плечу. Интервью со вторым пилотом вертолета ОГУП «Авиация Колымы» Миланой Смердовой

XXI век на дворе, технический прогресс идет семимильными шагами по всему миру, и несмотря на то, что уже никого не удивляют девушки, работающие полицейскими или астронавтами, стереотипы о существовании так называемых неженских профессий все еще живы. Считается, что некоторые профессии исключительно мужские, и связаны они с тяжелым физическим трудом, выносливостью и смелостью. Но сегодня женщины все чаще доказывают, что ничем не уступают мужчинам в этих качествах, и могут выбирать карьеру и добиваться успеха в традиционно «мужских» профессиях.

Знакомьтесь, наша героиня – коренная омичка, родилась, выросла и проживает в Омске. После школы поступила в Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского, освоила профессию второго пилота вертолета и сейчас успешно реализует полученные навыки в Областном государственном унитарном предприятии «Авиация Колымы», являясь единственной девушкой – пилотом, Милана СМЕРДОВА.

Вопрос – ответ

– Милана Ивановна, как выбрали профессию, может быть, был какой-то пример перед глазами? Почему небо?

– Хоть и говорят, что случайных людей в авиации не бывает, но это не про меня. Я действительно связала свою жизнь с профессией пилота совершенно случайно.  На тот момент я еще училась в школе в 10-м классе и однажды в интернете наткнулась на статью о том, что Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского стал набирать девушек на профессию пилота, и несмотря на то, что до этого я совершенно не интересовалась авиацией, во мне проснулся азарт. Я стала изучать профессию, кто такие пилоты, чем занимаются и в целом какой вид работы выполняют. Ознакомившись ближе с профессией пилота, я загорелась этим, стала готовиться к поступлению в колледж и, собственно, поступила и отлично окончила его.

– Как родители отнеслись к такому выбору профессии?

– Мама меня поддержала, у меня из родителей только она, и поддерживает до сих пор. Она ездила со мной и на поступление в колледж и все медкомиссии «проходила» со мной. «Болела» за меня, когда я сдавала экзамен по физической подготовке. В общем, мамину поддержу я чувствовала и тогда, когда сообщила ей о том, что стану вторым пилотом вертолета, и сейчас чувствую ее не меньше.

– В летно-техническом колледже много ли было девушек вместе с вами на курсе?

– Да, достаточно, мой курс – это был уже третий набор. Когда был самый первый набор, то девушек было всего две, они выпустились, точно не вспомню, в 2015 или 2016 году, и это первые девушки, которые поступили в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. При следующем наборе поступили порядка девяти девчонок и на моем курсе было тоже девять девушек. Я сейчас изредка слежу за информацией и вижу, что сейчас около 10-15 девчонок каждый год поступают в колледж на второго пилота вертолета.

– Как складывался ваш летный путь, и с какими сложностями пришлось столкнуться во время обучения?

– В Омском колледже прекрасные преподаватели, достаточно лояльные, пожалуй, за исключением нескольких мужчин педагогов. Единственная сложность, с которой я столкнулась во время обучения, да и наверняка будут сталкиваться все девчонки захотевшие летать, это мужской шовинизм, что в принципе, преследует меня и в дальнейшей жизни за пределами колледжа. Надеюсь, что лет через пять мир привыкнет к тому, что кресло пилота воздушного транспорта может занимать женщина, и выполнять свою работу не хуже.

Возможно, больший процент женщин, я тоже отношусь к ним, сложнее принимают технические моменты, устройство двигателя и тому подобное, но все это можно изучить и всему научиться. Естественно, это касается не всех девушек, есть и те, кто с малых лет с любой техникой на «ты».

– Моряки говорят: «Женщина на корабле – к беде», а в авиации есть ли подобные предубеждения среди мужчин-пилотов?

– Лично я с таким не сталкивалась. Что касается моих коллег, то они даже в шутку ничего подобного не говорят. Мне вообще повезло с коллективом, я два года работаю в ОГУП «Авиация Колымы» и все наши мужчины настоящие джентльмены, и руководящий состав, и командир у меня прекрасный человек, и бортмеханики у меня самые лучшие. Я у них единственная девушка пилот, и они все относятся ко мне по-доброму, с уважением, защищают и оберегают меня.

 – Помните свой первый полет, страшно было?

– Самый первый полет был в колледже, когда началась практика. Летала я на вертолете Bell-407, страшно не было совершенно, волнительно – да. У нас просто нет времени бояться: мы за штурвалом сосредоточены, особенно при первых полетах.

– Есть у вас в планах пройти обучение и стать пилотом пассажирского самолета?

– Нет, как я и сказала, мой интерес к небу был внезапным, и однажды сев за штурвал вертолета менять его на что-либо другое я не хочу и не буду. Полет на вертолете — это же совсем другое дело, полеты в труднодоступные места, небольшая высота, относительно самолета конечно, и возможность созерцать красоту природы во время полета, иногда можно увидеть, как по лесу медведи гуляют.

– На каких вертолетах сейчас летаете? Можете в теории управлять пассажирским самолетом?

– Мой основной вертолет – это МИ-8, но сейчас наша компания купила два вертолета МИ-38, и в скором времени их перегонят из Казани в Магадан. В данный момент я тоже нахожусь в Казани, где прошла обучение на данный тип вертолета и получила удостоверение о том, что я пилот вертолета МИ-38.

На ваш второй вопрос я затрудняюсь ответить, если пять лет отучиться в летной академии, то конечно смогу, а так, с кондачка, не знаю.

– Сколько лет вы уже в авиации?

– Всего мой трудовой стаж составляет 3,5 года, не много и не мало. У меня все еще впереди.

– Какие чувства у вас при полетах, есть разница между ощущениями при первом полете и сейчас, уже обладая опытом?

– Сейчас волнения меньше, полет проходит гораздо спокойнее. Можно сказать, что в полете у меня больше свободного времени появилось, потому что умею правильно распределять его. Да, комфортно и спокойно я себя чувствую, лечу, созерцаю очень красивую природу Магадана. Даже если летаешь по одному и тому же маршруту 20 раз, все равно не перестаешь наслаждаться здешними видами.

– Есть ли у вас какие-то «счастливые ритуалы» перед вылетом?

– Нет. Я не тру кроличью лапку перед полетом, и у меня нет «счастливых» вещей или амулетов.

– Какие задачи вы выполняете на вертолете?

– В обязанности второго пилота входит: ведение навигации, радиообмен, составление маршрута, если на борту предполагаются пассажиры, то их осмотр, загрузка/выгрузка груза, и во время пилотирования следить за параметрами вертолета.

– Отказы летной техники случались? Как выходили из ситуации?

– Нет, на моей практике таких случаев не было.

– Есть желание освоить еще какой-нибудь навык, связанный с полетом, например, прыгнуть с парашютом или полетать на параплане?

– Есть у меня большое желание прыгнуть с парашютом, но я не прохожу по весу, чтобы совершить самостоятельный прыжок, только в связке с инструктором, я миниатюрная. Да и времени совсем нет на это. Вот полет на параплане может я и осуществлю в ближайшем будущем, поеду в отпуск и там будут горы…

– На личную жизнь времени хватает?

— Вот на что времени совершенно не хватает, так это на личную жизнь. Я в «Авиации Колымы» работаю вахтовым методом – месяц работаю в Магадане, месяц отдыхаю дома в Омске. Но не всегда получается уехать сразу домой, после месяца работы может получиться так, что нужно ехать в другой город на обучение, или нужно каждый год проходить ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, прохождение которой занимает от 1-14 дней.  Два раза в год мы проходим тренажерную подготовку, а так как я отучилась на еще один тип вертолета, то добавляется дополнительная учеба и дополнительный тренажер. У нас постоянно какие-то разъезды помимо основной работы.

– В планах есть продвижение по карьерной лестнице?

– Сейчас я второй пилот, следующая ступень – это командир воздушного судна, должности выше более наземные, поэтому моя цель стать именно командиром воздушного судна. К сожалению, как я уже упоминала, у нас все еще существует предвзятое отношение к пилотам-девушкам, а стать командиром на МИ-8, достаточно сложно, компании боятся брать женщин на такую должность потому, что они должны потратить время на их переподготовку, а девушка возьми, да и уйди в декрет.

Разве декрет – это приговор? Женщина вполне в состоянии быстро восстановиться и выйти на работу, но руководство разных компаний считает иначе, я сейчас не говорю о своей. На моей памяти, только одна выпускница Омского летно-технического колледжа стала командиром воздушного судна МИ-8.  Думаю, что много препятствий мне придется преодолеть, но ничего, справлюсь.

– Переживают ли родные и близкие, когда вы отправляетесь в полет, и считают ли работу пилота рискованной?

– Я ведь летаю каждый день, а бывает и несколько вылетов за день, но я не буду же перед каждым вылетом звонить маме и беспокоить ее. Естественно, она в принципе переживает за меня, тем более, люди далекие от авиации считают профессию пилота очень опасной, но на самом деле, гораздо опаснее ездить на автомобиле, или просто идти по обочине дороги. Самый безопасный вид транспорта – это воздушный.

– Какой совет вы бы дали девушкам, серьезно настроенным работать пилотами?

– В первую очередь, ничего не бояться, не слушать злопыхателей, идти за своей мечтой, целью. Стараться быть на голову выше мужчин, потому что, как я говорила, стереотипы у нас существуют и будут существовать еще долгое время, если мужчина нашей профессии ошибся, то просто махнут рукой, а если ошибается девушка, то это разнесут повсюду. Будьте готовы к этому, не обращайте внимания, будьте более сконцентрированы, работайте над собой и получайте необходимые знания.

– Сегодня весенний праздник – Международный женский день, поздравите прекрасных дам?

– Поздравляю с 8 Марта – праздником весны, любви, красоты. Желаю женского счастья, побольше чудесных событий, приятных встреч, искренних улыбок и комплиментов. Пусть жизнь будет яркой и интересной, полной гармонии и радости, а удача и благополучие не покидают никогда. Желаю всего самого наилучшего, радостного, волшебного. Пусть здоровье будет отменным, молодость — цветущей, а красота — неувядающей!

 

Автор:

Анна Гузаревич

Фото:

Архив Миланы Смердовой