Вечерний Магадан

К 110-летию Виктории Гольдовской

Магаданские литераторы


Биографическая справка В. Ю. Гольдовской в брошюре «Календарь дат и событий по Магаданской области на 2012 год» (Магадан, 2011) начинается фразой: «На Колыму приехала в 1946 году…». А где жила до Колымы? Чем занималась? Предлагаю вниманию читателей недостающие сведения:

В. Ю. ГОЛЬДОВСКАЯ РОДИЛАСЬ В МЕЛИТОПОЛЕ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕМЬЕ РАБОЧЕГО. ОКОНЧИЛА ШКОЛУ-СЕМИЛЕТКУ И ПРОФ­СОЮЗНУЮ ШКОЛУ С КООПЕРАТИВНЫМ УКЛОНОМ. В 1930 ГОДУ ПОСТУПИЛА В ВЕЧЕРНИЙ ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ; ОДНОВРЕМЕННО РАБОТАЛА БИБЛИОТЕКАРЕМ, ПРЯДИЛЬЩИЦЕЙ ОДНОЙ ИЗ ФАБРИК. УШЛА СО ВТОРОГО КУРСА. В 1932-М ПОСТУПИЛА В ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ, КОТОРЫЙ ОКОНЧИЛА В 1938 ГОДУ.

В.Ю. Гольдовская. Фото 1945 г.

Работала технологом обогатительной фабрики треста «Союзасбест», а затем – на Петергофском заводе ТТК-1.

С начала Великой Отечественной войны вместе с заводом переехала в Ленинград, потом эвакуация в г. Кусу Челябинской области. В 1943 году вступила в ряды ВКП (б) (№ партбилета 4642935).

Награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В Магадан прибыла на пароходе «Советская Латвия» 2 декабря 1946 года1,2.

Почти пятнадцать лет – с 1 августа 1956 года по 1 января 1970-го – В. Ю. Гольдовская работала в Магаданском радио­комитете. Выйдя на пенсию, уже весной она переступила порог своей однокомнатной квартиры на окраине города Калинина. 3 апреля 1974 года Виктория Юльевна умерла…

*

Во вступительной статье к поэме В. Ю. Гольдовской «Девятые сутки», опубликованной в сборнике «Память Колымы» (16+), А. М. Бирюков пишет:

«В наших библиотеках В. Ю. Гольдовская представлена не слишком щедро. Документальная повесть «Мякит – река капризная» (16+), написанная в 1962 году в соавторстве с мужем Г. Г. Большаковым, журналистом. В том же году альманах «На Севере Дальнем» (16+) (№ 1) опубликовал их другую совместную работу – пьесу «Шальное олово» (16+). Через семь лет – тоненькая книжечка «Три колымских рассказа», написанная уже одним пером. Несколько скупых поэтических подборок в том же альманахе и областной молодежной газете… Вот, пожалуй, и весь перечень прижизненных публикаций В. Ю. Гольдовской (1912-1974)».

Во-первых, в изложение Бирюкова вкралась ошибка: супруга Виктории Юльевны Гольдовской звали Георгий Александрович. И далее, я с удивлением узнаю о «скупых поэтических подборках».

Еще несколько неточностей от Александра Бирюкова проскользнули в его заметке «Через толщу лет», опубликованной в газете «Магаданская правда» (12+) № 130 от 4 июня 1988 года, цитирую: «А пока новая подборка стихов Виктории Гольдовской в альманахе «На Севере Дальнем» (16+) (№ 2 за 1988 год)».

Хочу обратить внимание читателя, что в указанном номере подборки стихов Гольдовской нет. Это, во-первых. И не могли стихи Ю. Гольдовской «Прощание со столицей» и «Автобиография» быть написанными в 1982-м и 1983 году соответственно. Ведь известно, что В. Ю. Гольдовская покинула наш мир 3 апреля 1974 года. Но когда я сталкиваюсь с ошибками подобного рода, то уже не могу относиться к таким публикациям серьезно.

Что касается изданных книг – да, тут спору нет, две прижизненные книжечки.

Книги В. Ю. Гольдовской

Однако я хочу познакомить заинтересованного читателя с перечнем публикаций Виктории Юльевны в средствах массовой информации и коллективных сборниках Магадана за период с 1958-го по 1973 гг.:

1958. «Старатели» (16+). Рассказ. (В соавторстве с Г. Большаковым). Альманах «На Севере Дальнем» (16+), книга одиннадцатая, 1958. С. 76-102.

1960. «Искорки Прометея» (12+). Рассказ-быль. Литературно-художественный сборник для юных читателей «У моря студеного» (12+). Книга четвертая. Магадан, 1960. С. 44-57.

1961. «В одной каюте» (16+). Рассказ. (В соавторстве с Г. Большаковым). Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 1, 1961. С. 80-88.

1962. «Шальное олово» (16+). Пьеса. (В соавторстве с Г. Большаковым). Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 1 (20), 1962. С. 6-65.

1963. «Любушка с “Отчаянного”» (16+). Рассказ. В соавторстве с Г. Большаковым. Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 1, 1963. С. 72-82.

«Вечернее платье» (16+). Из записей военных лет. В кн.: «Ради жизни на земле» (16+). Магадан, 1963. С. 106-108.

1964. «Солнце из метели» (16+). О книге А. И. Алдан-Семенова «Метель и солнце» Стихи. М., «Советский писатель», 1963/. Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 1, 1964. С. 134-138.

«Золотинка-светлячок» (12+). Песня. Литературно-художественный сборник для юных читателей «У моря студеного» (12+). Книга десятая. Магадан, 1964. С. 30-31.

«Мишкины каникулы». Стихи. Литературно-художественный сборник для юных читателей «У моря студеного» (12+). Книга одиннадцатая. Магадан, 1964. С. 77-78.

1965. «Пшеничка» (16+). Рассказ. Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 2, 1965. С. 125-136.

1966. «Озеро Галитур». По следам эвенской легенды. Газета «Магаданская правда» (12+), 18.06.1966.

«Легенды Тальской долины» (16+). Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 2, 1966, С. 87-98.

«Нести человеку радость». /Рецензия на книгу Г. Остапенко «Найди свою радость»/. Газета «Магаданская правда» (12+), 23.07.1966.

«Идет по земле геолог». /Об одном из старейших геологов В. Г. Булычеве/. (В соавторстве с Г. Мартюшовой). Газета «Магаданская правда» (12+), 14.07.1966.

1967. «Подвиг». Газета «Магаданская правда» (12+). 8.05.1967.

«Флаг над рацией». Рассказ. Газета «Магаданская правда» (12+), 6.05.1967.

«В музее». Газета «Магаданский комсомолец» (12+), 23.07.1967.

«Пламенеющий на снегу». Очерк. (В соавторстве с Г. Мартюшовой и Г. Радченко). Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 2, 1967. С. 118-135.

1968. «Весенняя трава». Литературные заметки /о работе Н. Михеевой, посвященной творчеству А. Кымытваль/. (В соавторстве с Г. И. Мартюшовой). Газета «Магаданская правда» (12+), 10.02.1968.

«Не однажды славен…» В кн.: «Время, события, люди» (16+). Исторические очерки об освоении Колымы и Чукотки. (В соавторстве с Г. И. Мартюшовой). Магадан, 1968. С. 308-319.

«Свадьба Кречинского» (12+). /Комедия А.В. Сухово-Кобылина на сцене театра/. (В соавторстве с Г.И. Мартюшовой). Газета «Магаданская правда» (12+), 5.11.1968.

1969. «Людской закон», «Подарок», «Пятая стена», «Лось». Стихи. Газета «Магаданский комсомолец» (12+), 08.03.1969.

«Север». Газета «Магаданская правда» (12+), 9.03.1969.

«Март в Магадане». Стихотворение. Газета «Магаданская правда» (12+), 23.03.1969.

«Смерть Бармалея», «Бухта», «И любовь, и глухая ревность…». Стихи. Газета «Магаданский комсомолец» (12+), 5.07.1969.

1970. «Чемоданы – на антресоли!..», «Никто не в силах мне помочь!..». Стихи. Газета «Магаданский комсомолец» (12+), 25.04.1970.

1971. «Север Дальний». Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 2, 1971. С. 61.

1972. «Бухта». Стихотворение. Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 2, 1972. С. 67.

1973. «Март в Магадане», «Бухта», «Лось». Стихи. Журнал «Север» (16+), № 6, 1973. С. 67.

«Мне снились ночью пестрые шлихи…». Стихи. Альманах «На Севере Дальнем» (16+), № 2, 1973. С. 15.

*

Безусловно, я не претендую на истину в последней инстанции, возможно, какие-то публикации В. Ю. Гольдовской в средствах массовой информации я упустил. Однако и представленный список говорит – во всяком случае – не «о скупости». И дальнейшее сетование «…жизнь уходила – в суете, в служебной спешке, в безнадежных попытках пробиться к читателю» – это придумки Бирюкова.

Спору нет, и прозаические произведения Большакова и Гольдовской не просто пробивали себе дорогу на страницы альманаха. Но ведь пробивали! Об этих трудностях и дебатах на заседаниях редколлегии читатель пусть узнает непосредственно из приведенных протоколов:

Протокол заседания редколлегии и бюро литобъединения альманаха «На Севере Дальнем» 15.10.1958 г.

Присутствовали: Н. В. Козлов, Б. В. Некрасов, Г. Г. Остапенко, В. Г. Кеулькут, Л. Н. Стебакова, В. И. Геллерштейн. (С. Е. Лившиц, Ю. С. Рытхэу и Я. В. Билашенко вернули рукописи произведений со своими замечаниями).

Единогласно одобрили для публикации в альманахе произведения Остапенко, Гульбинской, Сергеева, Скорика, Португалова (Португалову доработать строчку).

<…>

Словом, споры из представленных на обсуждение рукописей вызвали рассказ Большакова и Гольдовской «Старатели» (16+) и «Чукотский сказ» (16+) Простакова.

О «Старателях»

Стебакова. Авторы владеют словом. Мастерски построены характеры, но идейно произведение порочно, т. к. все социалистическое соревнование сводится к конкурсу, из которого совершенно механически выбывают люди. Большая роль отводится и поросенку. Кажется, что желание получить поросенка – единственное, что движет старателями. Однако если устранить эти большие недостатки, и авторам поработать, то произведение достойно опубликования.

Остапенко. Считаю эту вещь очень интересной, по-настоящему колымской и колоритной. Вещь идейно правильная, а в тайге не сюсюкаются.

Некрасов. Конкурс у нас является одним из видов социалистического соревнования. Чувствуется, что люди борются за честь участка, а не за поросенка. Что касается вытирания с доски, то здесь надо подумать. Нужно, чтобы старатель не выбывал, а продолжал также напряженно работать.

Геллерштейн. Нужно усилить юмористическую сторону поросенка. Хотя из произведения ясно, что поросенок – шутливая награда. Произведение жизненно, и после переработки будет с интересом читаться.

А тех, кто не выдерживал нормы, пусть только на время выбывают.

Стебакова. Правильно. А потом, добрав среднюю форму, может идти в бригаду лучших.

Козлов. У меня такое замечание. Я присоединяюсь к Л.Н. Стебаковой относительно идейной порочности. Принцип социалистического соревнования – «Догоняй лучших и добивайся общего подъема».

Остапенко. Автор так и делает.

Геллерштейн. В конце произведения и сказано, что начинается конкурс по-настоящему.

Козлов. Еще из подтекста торчат поросячьи уши. И это принижает соревнование. Участников конкурса поощряют спиртом.

Геллерштейн. Спирт не нужен. Убрать.

Козлов. У авторов получилось сухое произведение. Героев произведения не видишь.

Остапенко. Это неверно.

Стебакова. Нет, почему, художественно оно как раз сильное.

Козлов. Я считаю, что рассказ читается без интереса. Авторы главное внимание сосредотачивают не на раскрытии характеров людей и психологии, а на чисто производственных делах, которые поглощают и мысли, и чувства людей. Оттого-то люди и выглядят серыми и невыразительными, какими-то говорящими манекенами. Исключение составляет лишь Ани Садетов, он запоминается.

Некрасов. Как раз через производство и выражена психология людей, через их отношение к труду.

Постановили. 1. Авторам показать конкурс, как форму социалистического соревнования (бригады).

2. Никаких спиртов.

3. Портретные истории.

4. Усилить юмористическое отношение к поросенку.

5. Индивидуализировать героев.

<…>

Протокол вела – Геллерштейн.

*

Замечания Н. Козлова приложены к протоколу на отдельном листе:

О рассказе «Старатели» (прежнее название «Лотошники»):

1. Произведение сомнительно по идейному содержанию и слабо по художественной форме:

а) вызывает протест отображенный авторами конкурс внутри соревнования, организованный так, что люди технически выбывают из игры. Это не социалистическое соревнование, принцип которого «Догоняй лучших и добивайся общего подъема»;

б) опошляет, принижает идею социалистического соревнования и своеобразная премия – поросенок. Получается, что люди стараются ради того, чтобы стать обладателем этой живности. К тому же участников конкурса поощряют спиртом;

в) у авторов не получилось ни рассказа, ни повести, а что-то среднее и очень сырое. Героев произведения не видишь. Диалоги бледны и натуралистичны, не хватает художественных штрихов для портретов, для авторских ремарок в диалоге.

2. Композиционно произведение очень рыхлое, затянутое. Начало просто привязано.

3. Рассказ читается без интереса, утомителен, так как авторы сосредотачивают внимание читателей не на раскрытии характеров людей и психологическом конфликте, а на производственных делах, которые поглощают все мысли и чувства людей. Оттого и люди выглядят серыми, какими-то говорящими манекенами. Исключение составляет Али Садетов, который запоминается. Козлов.

*

Конечно, меня удивило, что главным противником или оппонентом рассказа «Старатели» выступил Н. В. Козлов. Кроме того, и он, и Стебакова назвали рассказ «идейно порочным»! Что еще более удивительно, что среди членов редакционной коллегии нет специалистов, которые что-либо понимали в горных, в том числе и старательских, делах. А таким специалистом как раз и являлась сама В. Гольдовская, получившая в 1938 году диплом горного инженера-обогатителя. И длительное время работавшая по специальности, в том числе и находясь в заключении – на рудниках Бутугычаг, Хениканджа и Урчан!

Не стану анализировать рассказ – желающие смогут ознакомиться с ним самостоятельно. Скажу лишь, что, действительно, Али Садетов запомнился мне больше других персонажей. Тут я соглашусь с Н. В. Козловым. И согласно тезису: «Никаких спиртов!», авторы практически исключили употребление спирта из текста. А рассказ «Старатели» был опубликован в одиннадцатой книге альманаха «На Севере Дальнем» (16+) за 1958 год (см. список публикаций).

*

Я продолжу публиковать протоколы заседаний редколлегии. На сей раз на обсуждение вынесен рассказ Большакова и Гольдовской «В одной каюте»:

Протокол заседания редакционной коллегии альманаха «На Севере Дальнем» от 23/III-61 г.

Присутствовали: К. Б. Николаев, П. Г. Морозов, Н. В. Козлов, В. Н. Севрук, Б. В. Некрасов, С. Е. Лившиц.

Повестка дня: обсуждение материалов для первой книги альманаха. Докладывает Лившиц.

Слушали: информацию С. Лившица о материалах, поступивших в редакцию альманаха.

<…>

21. Георгий Большаков и Виктория Гольдовская. «В одной каюте» (16+). Рассказ.

Севрук. В принципе я не против публикации этого рассказа, повествующего о хорошем человеке. Но, мне думается, следует попросить авторов доработать его. Настораживает та часть рассказа, где герой повествования начинает делать первые выводы о своих попутчиках. Очень уж прямолинейны эти выводы.

Некрасов. Согласен с замечаниями Севрука. Рассказ можно одобрить, но доработка такая необходима.

Николаев. Мне думается, в таком виде рассказ Большакова и Гольдовской нельзя публиковать. Во-первых, он очень растянут. Велика экспозиция. Надуман конфликт. Во всяком случае, трудно в него поверить. Нужна большая работа редактора и авторов.

Решили. Рекомендовать рассказ Большакова и Гольдовской для публикации в альманахе, предварительно попросив авторов доработать его согласно замечаниям членов редколлегии.

<…>

Вел протокол – С. Лившиц.

*

Очевидно, рассказ был доработан «согласно замечаниям членов редколлегии» и опубликован в первом номере альманаха «На Севере Дальнем» (16+) за 1961 год (см. перечень публикаций).

Следующее произведение В. Гольдовской, также написанное в соавторстве с Г. Большаковым – пьеса «Шальное олово» (16+).

Протокол заседания редакционной коллегии альманаха «На Севере Дальнем» от 28/II-1962 г.

Присутствовали: Н. В. Козлов, В. Б. Новиков, В. Н. Севрук, С. Е. Лившиц.

Повестка дня: обсуждение материалов для первой книги альманаха.

На обсуждение выносятся:

1. Пьеса Г. Большакова и В. Гольдовской «Шальное олово».

Козлов Н. Я знаком с пьесой «Шальное олово» очень давно, читал все ее варианты. Пьеса эта несколько раз обсуждалась. Сейчас она вполне пригодна к публикации. Конечно, вещь эту нельзя назвать шедевром, но читать ее будут. Это несомненно. По времени пьеса относится к последним месяцам существования Дальстроя, но она имеет современное звучание: борьба с карьеризмом, стяжательством. Я за то, чтобы пьеса «Шальное олово» была опубликована.

Новиков В. Я тоже за то, чтобы напечатать пьесу Большакова и Гольдовской, но считаю необходимым убрать мелодраматическую линию «Огонек – Огнев».

<…>

Севрук В. Мне думается, что в таком виде все же пьесу печатать нельзя. В ней нет идейных погрешностей, есть неправда. Вызывает возражение злой демон в лице жены начальника прииска. Этот образ трафаретный, заезженный.

Нужно убрать из пьесы дешевый детектив – отравление люминалом.

<…>

Лившиц С. Полтора года работали мы с Большаковым и Гольдовской над подготовкой к публикации их пьесы. По предложению редакционной коллегии авторы сделали очень многое. Было бы неверно это не замечать. Сейчас пьеса может быть напечатана. Конечно, она не лишена недостатков. Но ведь работа писателя над совершенствованием произведения не имеет предела. Согласен с тем, что нужно освободить пьесу от элементов дешевого детектива. Это будет сделано. Но убрать из пьесы линию «Огнев – Огонек», на мой взгляд, без коренной переработки пьесы нельзя. Иначе разрушится сюжет.

Решили: рекомендовать для публикации в первой книге альманаха «На Севере Дальнем» за 1962 год пьесу Г. Большакова и В. Гольдовской «Шальное олово».

<…>

Протокол вел – С. Лившиц.

*

Прочитав пьесу, могу сказать одно: «дешевый детектив – отравление люминалом» – из текста пьесы авторами был изъят. Что касается прочей сюжетной линии, то некоторое недоумение у меня вызвала крайне негативная роль Ирины Анатольевны Федоровой, супруги директора комбината. Однако читатели могут иметь иное мнение, достаточно ознакомиться с пьесой, опубликованной, как и решила редакционная коллегия, в первом номере альманаха «На Севере Дальнем» (16+) за 1962 год.

*

1 – см.: Сергей Сущанский. «Ветка стланика». Газета «Колымский тракт» (12+) (Магадан), № 25, 22.06.2016. С. 17.

2 – «Магадан». Конспект прошлого (16+). Составитель А. Г. Козлов. Магадан, 1989. С. 234.

3 – А. М. Бирюков. «Только это, пожалуй, и было». В кн.: «Память Колымы» (16+). Выпуск 31. Воспоминания, письма, фотодокументы о годах репрессий. Магадан, 1990. С. 6-8.

Автор:

Фото: