Артур Мухаметов – фотограф-анималист. Как он говорит, именно любовь к дикой природе и ее обитателям вдохновляет его на создание новых снимков. Ведь в числе его фотомоделей не кошечки и собачки, а животные, с которыми он встречается в тундре – медведи, волки, росомахи…
Качество его фотографий и способность через снимок передать характер животного не раз отмечались на различных конкурсах. Он является четырехкратным финалистом Всероссийского фотоконкурса Русского географического общества «Самая красивая страна», обладателем диплома I степени областного конкурса «Магаданская область – взгляд через объектив», победителем фотоконкурса «Удивительный миг», проводимого в рамках регионального этнофестиваля «Дыхание моря». Также снимки Артура Мухаметова есть в фотоальбомах, которые к 90-летию областного центра выпустила мэрия города Магадана.
Познакомил нас давний друг «ВМ» фотограф Валерий Остриков.
«Мы с Артуром Дамировичем подружились на почве общих интересов. Помню, я ждал автобус на Ольской трассе, а он остановился и предложил меня подвести. Мы разговорились, оказалось, что оба увлечены фотосъемкой, – рассказывает Валерий Остриков. – Вообще творчество объединяет многих людей. Если видишь, что человек занимается этим увлеченно, а не просто делает снимки в духе «я и памятники», это сразу к нему располагает. И вот уже больше 10 лет мы дружим».
Накануне Всемирного дня фотографии, который отмечается 19 августа, нам удалось встретиться с Артуром Мухаметовым. В интервью «ВМ» он рассказал о том, что для него самое важное при создании снимка, с чего начать человеку, который недавно купил фотоаппарат, и как подружиться с росомахой.
Валерий Остриков пришел, чтобы поддержать друга, и также принял участие в нашей беседе.
– Расскажите, с чего началось ваше увлечение фотографией?
Артур Мухаметов: Увлечение фотографией началось у меня, когда я учился в старших классах. В то время существовали многочисленные кружки, где обучали не только фотографировать – выставлять экспозицию, диафрагму и выдержку, но и проявлять пленку, печатать снимки. Простенький пленочный фотоаппарат Смена-8 был практически у всех школьников.
Тогда нельзя было, как сейчас, сделать 500 снимков, а потом выбрать один лучший. У тебя либо получилось, либо нет. Потому что в пленке было 36 кадров, каждый из которых ты берег. Потом эту пленку нужно было проявить в специальном растворе, напечатать на фотобумаге. Это в наше время – кнопку нажал и фото готово. А тогда это был целый процесс – сложный, но очень интересный.
Но серьезно заняться фотографией меня подтолкнули две причины. Первая – рождение старшей и младшей дочек, которых хотелось запечатлеть, пока они маленькие и максимально непосредственные.
А вторая – то, что я много времени провожу на природе. Я категорически против охоты, но рыбалку люблю. И пока ты сидишь с удочкой в ожидании улова, видишь много интересных моментов – то росинка как-то необычно переливается, то какое-нибудь животное попадется, которое тебе еще и попозирует… Все это естественно хочется сфотографировать.
Отмечу, что помимо увлечения фотографией, я также люблю снимать видеоролики. Главные герои в них те же – животные.
Радость встречи
– Какой жанр фотографии в итоге вам стал ближе всего?
Артур Мухаметов: Ближе всего – анималистика. Еще люблю снимать пейзажи, главное, чтобы там не было следов деятельности человека. Природа должна быть первозданной в своей красе, в своей чистоте.
Сейчас я работаю вахтовым методом в компании Хайлэнд Голд (Highland Gold). И периодически, когда у меня есть свободное время, гуляю там по тундре. Вот во время таких прогулок мне и встречаются разные животные. Сначала я видел евражек, потом на их смену пришли лисички, и уже не первый год я встречаю семейку росомах.
Самая первая росомаха – Надюшка, потом она привела свою дочку – Фырку, ныне Манюню (в зависимости от ее поведения). А теперь уже Манюня приводит ко мне своих детишек – хвастается.
Я очень люблю природу Колымы и Чукотки. Валерий Георгиевич там жил, он знает, что при всей своей скромности (скудные кустики, травка…) она очень красивая.
Валерий Остриков: Причем в разное время года она по-разному интересна по свету. Фотография – это же светопись, в переводе с греческого. Вот эта картинка, созданная природой и светом, и прельщает творческого человека. В данном случае Артура.
– Расскажите о своей конкурсной жизни, в частности о конкурсе «Самая красивая страна», который проводит РГО.
Артур Мухаметов: «Вина» в том, что я принял в нем участие, лежит на Валерии Георгиевиче. Я эти фотографии даже не думал отправлять на конкурс. А пришел он, посмотрел на фото и сказал: «вот эта подойдет на такой-то конкурс, вот эта – на такой-то». Сам бы я на это не решился.
А непосредственно в конкурсе «Самая красивая страна» я участвовал четыре раза и четыре раза был его финалистом.
Валерий Остриков: Это очень хороший результат – пробиться в финалисты, когда в конкурсе участвуют сотни тысяч снимков. Порядка 10 номинаций. Причем Артур Дамирович подал заявку в номинации, где было представлено больше всего работ. Как правило, это виды природы или животные. Так что четыре раза подряд быть финалистом такого конкурса – это тоже победа. Пусть не Гран-при, но очень достойный результат. И это подтверждено альбомами, выпущенными в честь конкурса, в которых можно увидеть его фото. Отмечу, что его фотографии представляют наш регион – Магаданскую область – на всю Россию, потому что это магаданский автор, наш земляк.
На Севере Дальнем
– Хороший снимок получается благодаря четко проработанной идее или нужно уметь поймать кадр?
Артур Мухаметов: Идея может возникнуть непосредственно во время съемки. Например, видишь животное, которое ведет себя каким-то определенным образом, и под его стиль поведения можно придумать какой-то интересный сюжет для фото. Но реализовать свою идею получается не всегда, потому что животное нельзя заставить сделать так, как тебе бы хотелось. Тут надо из раза в раз хитрить, чтобы животное сделало именно то, что ты хочешь видеть в кадре – застыть в определенной позе, встать в том месте, где будет красивая подсветка… Поэтому, как правило, большинство удачных фото животных – это дело случая, успел ты снять что-то, что оно само тебе показало, или нет.
– С чего начать человеку, который купил фотоаппарат и мечтает стать фотографом?
Артур Мухаметов: Каждому начинающему фотографу я бы хотел посоветовать не зацикливаться на чем-то одном – искать интересные ракурсы, объекты. Фотоаппарат, каким бы современным он не был, заставляет думать. Потому что каждый объект можно снять по-разному.
Валерий Остриков: Артур Дамирович очень рисковый человек. Как-то мы приехали к морю ранней весной, у берега была огромная глыба льда – заберега, в которой образовалась расщелина. Кто полез в расщелину? Артур Дамирович! Хотя это очень опасно. Но он об этом не думал – снимал снизу расщелину, небо и сопки. Я стою с его супругой, мы уже нервничаем, а ему нестрашно. Я никого не призываю рисковать собой. Только хочу отметить, в чем отличие настоящего фотографа. В том, что он ищет разные ракурсы, разные точки съемки. Ведь важно сделать редкий кадр, а не просто издалека снять красивую льдину у берега на фоне голубого неба. Так что настоящий фотограф всегда в поиске.
– Есть кто-то, чьим творчеством вы вдохновляетесь?
Артур Мухаметов: Мне нравится смотреть на снимки магаданских фотографов. Например, я выделил бы Александра Шафранова. Некоторым фотографиям я по-хорошему завидую. Я радуюсь за человека, который не поленился, пошел на мыс Островной, провел там ночь и поймал рассвет в тумане…
Мыс Нюкля
– Черно-белая фотография, как отдельный вид искусства, как вы к ней относитесь?
Артур Мухаметов: Я отношусь к ней положительно. В век цветных фотографий старые черно-белые фото вызывают у меня чувство ностальгии. А если хорошо обработать такой снимок, то им можно восхищаться не меньше, чем многоцветьем.
– А сразу видно, что снимок будет черно-белым?
Артур Мухаметов: По-разному. Есть фотографии, которые ты снимаешь и сразу понимаешь, что они обязательно будут черно-белыми. А бывает, когда ты пробуешь сделать ее в ч/б и видишь, что она смотрится выразительнее…
Валерий Остриков: Если будет невыразительная фотография, то глаз на ней не остановится. А если фотография выразительная, то ты застынешь перед ней, рассматривая ее и оценивая с точки зрения содержания. А цвет… где-то он должен обязательно присутствовать. Например, когда снимаешь осень на Чукотке, – у нее своя особенность, свой рисунок, своя живопись. Это нельзя передать без цвета. А иногда видишь – деревья, стоят против солнца в контровом освещении – это психологически ложится только на черно-белую фотографию. Там не нужна зеленая травка. Она должна быть исключительно черно-белая.
– Каких животных вы встречали во время своих походов по тундре?
Артур Мухаметов: Пищуху. Это такая маленькая мышка с круглыми ушами. Ее интересно снять, потому что это очень пугливое животное. Евражку как-то снял, когда она забирала у меня хлеб, упираясь всем телом. Лисички ко мне приходят и на колени запрыгивают.
Медведя близко я не снимал – это страшный хищник. Я его не боюсь снимать только с квардрокоптера. Тут я смелее всех смелых.
Как-то волчица беременная с огромным животом ко мне вышла. То ли у нее волк пропал, то ли что-то случилось, потому что она была худая, измученная. Конечно, накормил ее.
Но самое осторожное животное – росомаха. Я на том участке часто гулял, а первый раз росомаху увидел только года через четыре. Сейчас они постоянно ко мне выходят. У нас взаимная симпатия, доверие. Росомашки у меня с ложечки кушают…
Валерий Остриков: Только представьте себе: страшный непредсказуемый хищник, а он его с руки кормит… Думаю, они чувствуют его добрые намерения, поэтому и подпускают к себе максимально близко. Это очень редкое явление. И у него есть снимки, которые это подтверждают.
– Расскажите про росомаху Надюшку, с чего началась ваша дружба?
Артур Мухаметов: Даже не знаю, как все началось. Как-то ко мне прибежала росомаха. Я попытался ее накормить – бесполезно. Потом она еще раз пришла ко мне. Видимо поняла, что угрозы от меня нет. Вообще это был долгий процесс приручения.
В отличие от других мои росомашек она, когда поест, в знак благодарности начинает «позировать» – чиститься, крутиться, чесаться – только успевай снимать… Фырка – ее дочка. Она как-то пришла ко мне весной, у нее было что-то с лапой… Понимая, что нужна помощь, я ей месяц носил еду, пока у нее лапа болела. Видимо так у нас и возникла симпатия. Почему Фырка? Когда она только привыкала ко мне, я клал перед ней кусок мяса и говорил: а теперь напугай меня. И она фыркала в ответ и съедала мясо. А уже когда она совсем ко мне привыкла, то превратилась в Манюню.
Сейчас ко мне выходит все их семейство – Надюшка, Фырка, Борька… Знакомые удивляются, как я их различаю. Все очень просто – они разного окраса.
– Как семья относится к вашему увлечению фотографией?
Артур Мухаметов: Мама у меня северянка, работала гидрогеологом. С 19 лет жила на Чукотке, там на практике они и познакомились с отцом. Сейчас она живет в Казани. Для нее мои фотографии Чукотки и Колымы – это встреча с молодостью. Она всегда искренне радуется, когда их видит. Потому что также как и я любит природу.
А вот дети вначале смотрели не очень заинтересовано, но потом от них уже какие-то комментарии пошли, вопросы. Одна дочка себе фотоаппарат приобрела. Так что у нас это семейное увлечение.
– Что для вас самое важное при создании снимка?
Артур Мухаметов: Для меня важен не сам снимок, а то душевное состояние, которое мне дает контакт с животными. Когда я фотографирую свою росомашку, понимаю, что она мне доверяет. Для меня это самое ценное.
Она подошла, понюхала, потерлась об ручку. Я даже не думаю о качестве фотографии. Общение с животными для меня важнее любого снимка. Еще важно знать, какое именно животное ты снимаешь.
Большую помощь в этом оказывал замечательный орнитолог, настоящий профессионал своего дела Игорь Дорогой. Это был человек, который глубоко и легко общался с природой. Мы с ним часто ездили на Ольский лиман.
От Игоря Дорогого я узнал много интересного. Например, он объяснял, какую именно чайку я только что сфотографировал, ведь у нас их несколько видов: серебристая, маевка и другие… Кто-то посмотрит – сова, а он уточнял, что это бородатая неясыть или ястребиная сова…
Ему нравилось делиться своими знаниями. Можно же знать много, но никому ничего не рассказывать. А ему было важно, чтобы и другие понимали, какой у нас богатый мир природы.
– Что бы вы хотели пожелать фотографам в честь Всемирного дня фотографии?
Артур Мухаметов: Думаю, многие фотографы сталкивались с ситуацией, когда после того, как что-то сфотографируешь, появляется нехорошая мысль: а ведь можно было красивее снять… А время уже не вернешь. Так что пока есть возможность, надо делать все, чтобы выжать максимум из съемки. Да, это не всегда получается, но к этому нужно стремиться. Поэтому всем желаю, чтобы нехороших мыслей по поводу упущенных кадров было как можно меньше.
Фото: Артур Мухаметов