Людей с лишним весом и ожирением в нашей стране все больше: сегодня это уже каждый третий взрослый и каждый четвертый ребенок. Диагноз “ожирение” имеют 25 млн человек, и у 7 млн это уже тяжелые формы, такие данные привели эксперты НМИЦ эндокринологии Минздрава России в рамках научно-практической школы.
spb.mk.ru
Как “не дойти до жизни такой” и что делать, если все же стрелка на весах зашла далеко за норму? На вопросы о способах профилактики и современных подходах в лечении ожирения ответили ведущие специалисты Эндокринологического центра.
Почему кому-то удается расстаться с лишними килограммами самостоятельно, но кто-то не может справиться без помощи врачей?
– Каждый человек уникален. Индекс массы тела может быть одним и тем же, но у одного пациента мы видим избыток жировой ткани, у другого, с хорошо развитыми мышцами, ожирения нет, – поясняет детский эндокринолог Павел Окороков. – Поэтому, оценивая состояние пациента, используем гибридный подход: определяем импедансный состав тела (содержание жировой ткани) и уровень энергозатрат в покое. Это помогает определить особенности метаболизма, понять, какой должна быть диета.
Почему вредны строгие диеты и обязательны физические нагрузки?
– Коэффициент двигательной активности очень важен, – поясняет Павел Окороков. – Проблема не в первичном похудении, а в том, чтобы удержать результат. Худеть надо за счет сгорания жировой ткани – мышечная масса должна сохраняться, а достигнуть этого можно только за счет физической нагрузки. Что касается жестких диет, при резком снижении калорийности наблюдается эффект термогенеза: организм снижает энерготраты, обмен веществ замедляется, снижение веса приостанавливается.
Мы не рекомендуем гипокалорийный рацион детям. Ребенок растет. Ему нужны все полезные вещества. Важнее пересмотреть пищевые привычки. А родители порой реагируют так: врач сказал – надо, чтобы ребенок потреблял 1500 калорий в день, вот и набирают бургеров на этот калораж. Приходится объяснять ошибки.
На сколько нужно ограничить ежедневный рацион, чтобы надежно худеть?
– Примерные рекомендации – ограничение должно составлять не более 350-400 ккал в день по сравнению с привычным рационом. Такой дефицит обычно не приводит к снижению обмена веществ. Хотя все индивидуально и бывают исключения.
Многие, растолстев, просто машут на себя рукой. Можно ли помочь в таких случаях?
– Вот история одного нашего пациента. Он обратился в НМИЦ эндокринологии с массой тела 270 кг и многочисленными жалобами на одышку, слабость, плохой сон, отеки, – и все это в 39 лет, – рассказала эндокринолог Екатерина Ершова. – Кроме сверхожирения у него был выявлен сахарный диабет второго типа. Лечение базировалось на трех китах: постепенном уменьшении калорийности питания, исключении “быстрых” углеводов, алкоголя и ограничении жиров; постепенном расширении физической активности; назначении индивидуально подобранных лекарств. За девять месяцев нам удалось добиться фантастических результатов – минус 100 кг! Снижение веса сопровождалось выраженным улучшением общего самочувствия – исчезла одышка, нормализовалось давление, вернулась работоспособность.
Проблема не только в том, чтобы похудеть, но и в дальнейшем удержать вес в норме
Этот результат доказывает: вполне реально достичь существенного снижения массы тела совместными усилиями врача и пациента. Хотя для большинства больных с выраженным (морбидным) ожирением только бариатрическая операция может кардинально помочь в существенном снижении массы тела.
Почему одно из условий похудения – хороший сон?
– Многие люди с избыточным весом страдают ночным апноэ – это храп, сопровождающийся остановками дыхания, – говорит эндокринолог Екатерина Шестакова. – Мы проводили исследования – у таких больных сатурация, то есть насыщение крови кислородом, может опускаться ниже 90%. Пережив COVID-19, кажется, уже все знают, что это опасно, и каким должен быть нормальный уровень. Хроническая гипоксия не только отрицательно влияет на работу мозга и внутренних органов, но также способствует набору веса. Поэтому, если хотите сбросить вес, обеспечить себе здоровый сон нужно обязательно.
Источник: “Российская Газета”