Культура играет большую роль в жизни государства и общества в целом. И ежегодно в первую субботу ноября наш город отмечает довольно значимый праздник – День работника культуры города Магадана. Своим опытом, знаниями и мыслями о культурном развитии с нами поделился замечательный человек – профессионал и художественный руководитель ДК «Автотэк» Виктория КАЛИНИНА.
Стоит сказать, что Виктория Калинина к своей работе относится с большой ответственностью и любовью. Виктория принимала участие в написании и реализации грантовых проектов и конкурсов. И в каждое мероприятие вкладывает душу.
ВОПРОС – ОТВЕТ
– Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили связать свою жизнь с режиссерской деятельностью? Как это произошло?
– Думаю, с самого раннего возраста своеобразный вектор к профессии я получила на новогоднем утреннике в детском саду в городе Вязьма. Перед началом праздника воспитатель предложила нам, малышам, посмотреть через огромные окна нарядного зала на улицу. Мы кинулись наперегонки, и сразу же искренний восторг захватил наши маленькие души от увиденного. К нашему садику уже подъезжали расписные сани, заряженные белогривым конем, а в санях сидел кто-то большой, в голубой шубе и шапке, с длинной бородой. Когда он, отряхивая настоящий снег со своих плеч, неторопливо и величаво вошел в зал, повеяло морозной свежестью, и ощущением чуда, волшебства. Дед Мороз! Конечно, это был он! Я до сих пор помню восхищение и радость от этого волшебства. И вы не поверите, спустя многие годы, я верю в Деда Мороза. Атмосфера творчества, скорее всего, у нас дома ощущалась всегда. Мой дедушка, Иван Калинин, летчик-истребитель, герой Великой Отечественной войны, занимался в самодеятельном театре города Пинска, где и жил после окончания войны. Помню, как он с воодушевлением репетировал роль какого-то невероятно нудного лектора, который выступал в сельском клубе. Моя мама играла в таком же маленьком театре, вернее сказать, в кружке, наверное, тогда и началось мое знакомство с таинственным «закулисьем». В школьные годы все летние каникулы я проводила у бабушки в Подмосковье, и мы часто ездили с ней в Москву, на творческие встречи с известными актерами, на спектакли. Больше всего мне нравился Московский театр Эстрады, а любимым актером стал неповторимый Андрей Миронов. Когда я впервые увидела его своими глазами, немного расстроилась, ведь он сильно отличался в жизни от своих героев, был, как мне сначала показалось, как будто очень простоват, что ли. Но как только он улыбнулся, и поздоровался со зрителями, начала происходить какая-то причудливая магия. Зал следил, как под гипнозом, за его каждым движением, поворотом головы, благодарно улыбался и аплодировал за легкий и добрый юмор, за искренность, и каждому зрителю, наверное, казалось, что Андрей знает и понимает про нас все, а мы старались узнать его получше и сохранить это знание у себя в сердце, как что-то дорогое и сокровенное. Посчастливилось мне побывать и на закрытии Олимпиады – 80 (16+). Действо это было безгранично масштабное, мне даже трудно было представить, сколько людей меня окружает, как все поет, танцует, дышит. А когда улетал в небо Олимпийский Мишка, я безутешно рыдала и не верила, что его больше никогда не увижу. До сих пор не могу спокойно смотреть эти, уже ставшие легендой, кадры. В 14 лет я как-то неожиданно для себя захотела в театральный кружок. С воодушевлением отправилась в Профсоюзы (сейчас – Центр культуры), но две молоденькие девушки, проводившие набор подростков, посмеялись над моим небольшим ростиком и отправили восвояси, а мне уже было 14 лет, и, глотая слезы, подумала, что театральным подмосткам я такая не нужна. После 10-го класса я захотела быть художником-оформителем. Но, к сожалению, или к счастью, в наше училище искусств набор на художественное отделение проводился только после 8-го класса. Подумала, посмотрела на остальные отделения, и поступила на отделение культпросвет работы. Тут столько всего! У нас, по-моему, 22 предмета было. И рисовали, и писали стихи, и занимались фотоделом. И такая жизнь бурлила в училище! 24 на 7! Выездные концерты, утренники, спектакли, просто кипение бесконечное! Выбор дальнейшей профессии уже практически сделан. Последним ярким и убедительным аргументом стал для меня спектакль по рок-опере «Юнона и Авось» (16+), на сцене Ленкома с Николаем Караченцовым в главной роли. Этот спектакль меня оглушил просто, перевернул всю душу. Потрясающие эмоции, переживания, волнение за героев, когда буквально хочется ворваться в их жизнь, и помочь, защитить, сделать так, чтобы финал был хорошим… И такая обида потом на автора этого удивительно талантливого произведения за то, что так трагично закончилась история любви, хоть и понимаешь, что в основе ее – реальные факты и судьбы, что хочется плакать от бессилья. Но вместе с тем приходит понимание, что есть возможность придумывать свои истории, сказки, в которых все всегда будет хорошо!
– Какая крупная работа у Вас была первая?
– Первая большая работа, как сценариста и режиссера, у меня состоялась в училище искусств. Уровень подготовки студентов в то время, видимо, позволял доверять нам, юным и дерзким, подготовку и проведение праздников городского уровня. У меня это была дипломная работа «Проводы Зимы» (16+). Вот там мы окунулись не только в творческий, но и организационный процесс. И это было самым сложным: ответственность, конечно, колоссальная, ведь на такие праздники стекался весь город, и никак нельзя было подвести ни преподавателей, ни однокурсников, ни зрителей. С этой задачей я справилась, и появилась уверенность в своих силах, а еще – сильное желание с каждым разом создавать праздничные события интереснее и ярче.
– Волнение Вас никогда не останавливало?
– Нет, не останавливало, оно, скорее, заставляло собраться с духом и силами. Но присутствует оно всегда. Я дико переживаю за любое мероприятие, за то, чтобы оно состоялось на достойном уровне, переживаю за коллег, за детей, за техническую составляющую. Если сама выхожу на сцену, настраиваюсь за кулисами долго, сосредотачиваюсь, стараюсь дышать ровно. Если выходят дети, участники мероприятия, стараюсь приободрить, где-то даже успокоить, и прошу зрителей поддержать выступающих, это вселяет уверенность.
– Как Вы думаете, какую роль культура играет в жизни общества?
– Культура, без всякого сомнения, очень сложный и многослойный, уникальный живой организм, состоящий из тысяч молекул. Государство не сможет существовать без культуры. На это надо обратить особое внимание. Культура, по моему мнению, это некий духовный оберег для каждого народа. Связь времен и поколений, самобытность, сохранение и развитие традиций, обычаев, наполнение, как сейчас говорят, культурного кода. Только представьте, что с нами будет, если человек перестанет создавать красоту? Как он будет жить, чем дышать, с чем он останется? Многие, к сожалению, относятся к нашей профессии поверхностно, иногда даже уничижительно, считают нас людьми недалекими и праздными. Но поверьте, это не так. Готовя то или иное мероприятие, мы проделываем титанический труд! К каждому, даже самому официальному приему мы стараемся подойти особенно скрупулезно, изучая и обрабатывая массу информации, общаясь со многими людьми, обсуждая проблемы, и их решения. Мы и писатели, и журналисты, и аналитики, и психологи, учителя, воспитатели, изобретатели. А в конечном итоге – даже немного волшебники… Надо иметь огромный багаж знаний на любую тему, обладать качественным кругозором, знать самую суть праздника, чтобы подарить людям не просто отдых и настроение, но и ощущение чего-то необыкновенного. Чтобы у человека осталось после увиденного, приятное послевкусие, а не изжога, уж простите за такое кулинарно-бытовое сравнение. Праздничные события существуют для того, чтобы мы, работники культуры, на какое-то время увели вас от обыденности, предоставили вам возможность получить эстетическое наслаждение, отдохнуть, собраться и пообщаться с друзьями. Согласитесь, ведь каждый человек тоже по-своему готовится к тому или иному событию. Он подбирает для себя нарядную одежду, готовит какие-то атрибуты – шарики, флажки, заранее договаривается встретиться с родными или приятелями, и приходит к нам на праздник за настроением, за впечатлением и эмоциями.
– Расскажите, как проходит подготовка к выступлениям? Сколько для этого необходимо времени? И кто, какую роль выполняет в этом процессе?
– Начну с последнего вопроса. В процессе подготовки того или иного проекта у нас принимают участие абсолютно все, впрочем, так же, как и в реализации. Самое сложное – поймать идею и ею вдохновиться. А как известно, сама Идея – дама неуловимая и своенравная. Она не ходит за нами по пятам, и не ищет с нами прямого контакта. Собираемся коллективом, есть у нас определенная группа – охотники за идеями, обговариваем все мысли, предложения, даже самые нелепые, и приходим к единому мнению, причем в поисках нужного «зернышка» может быть потрачено несколько дней. И все, творческий процесс пошел по уже давно выработанному плану – концепция, персонажи, герои, оформление, костюмы – все, до последней буквочки и до последней пуговички, еще до написания сценария. Иногда возникают споры, иногда разногласия, а как же без них? Но пазлы сходятся, и у нас возникает полноценная картинка со всеми цветами и деталями. Как только сценарий готов и одобрен, мы начинаем вдыхать жизнь в героев и персонажей, обдумывать характеры, поведение, подбирать голос, музыкальное оформление. Кстати, определенный опыт в озвучке персонажей у нас имеют и бухгалтер, и костюмер, я уже не говорю о директоре и заместителе. Приглашаем и профессиональных артистов, если понимаем, что это необходимо. Параллельно со всеми этапами подготовки хореографы заняты постановкой танцев, вокальная студия Нины Трушиной записывает нам изумительные песни, в общем, скучать не приходится никому. Затем это все собирается вместе, начинаются репетиции, во время которых мы можем еще что-то изменить, подправить, перешить, и перекрасить. Сколько потрачено на это нервов, сколько коллег за это время перестают быть стрессоустойчивыми, об этом лучше Вам не знать. Хочу еще раз подчеркнуть: абсолютно все мероприятия коллектив готовит вместе: оформляет, приводит в порядок, готовит реквизит, затем – в обратном порядке, и это все не взирая на возраст и должностные инструкции: от директора, до технического персонала.
– Как удивить зрителя и вызвать у него сильные эмоции? Может быть, у Вас есть какие-то свои «фишки»?
– Вот над этим мы работаем бесконечно. И у нас получается. У ДК «Автотэк» есть свой стиль и характер. Удивить сегодняшних зрителей достаточно сложно, но мы стараемся. Огромный пыхтящий коллайдер на сцене, или невероятные сверкающие декорации, фантазийные костюмы, или выдуманные персонажи, интересная игра, или удивительный сюжет, обязательно что-то «сыграет». Об этом нам каждый раз говорят зрители, и мы им очень благодарны за прекрасные отзывы.
– Как Вы справляетесь с усталостью? Что Вам помогает не выгореть?
– Я бы на законодательном уровне запретила творческим людям выгорать. Шучу, конечно. Выгорание происходит, и это, к сожалению, неизбежно. Но появляется новый проект, независимо от важности выполнения и реализации, будь то очередной грант, или концертная программа, мы набираемся сил, концентрируемся, и вперед! У каждого из нас существует какая-то внутренняя установка, что то, что мы делаем, нужно не только нам, но в большей степени – людям. А отдыхаем летом, кто как любит. Да, по правде сказать, мы и в отпуске не расслабляемся: внимательно относимся ко всему окружающему, что-то отмечаем, запоминаем, не забывая о том, что может пригодиться в нашей творческой деятельности, затем делимся впечатлениями, делаем выводы, проводим аналогии. Лично мне еще очень помогают книги, во время отпуска я стараюсь много читать литературные новинки, перечитывать любимые книги, классику. Иногда заглядываю в модные журналы: попадаются интересные статьи и интервью с известными людьми, оттуда иногда можно что-то подчерпнуть полезное.
– На Вас лежит большая ответственность за сохранение культурного кода.
– Это так. Когда-то этот код формировался через сказания, былины, сказки. Они пересказывались, передавались из уст в уста, пока не назрела необходимость их зафиксировать и сохранить, и тогда появились люди, которые начали собирать по крупинкам эти сокровища, и они не имеют цены. Писатели, поэты, композиторы стали первыми «накопителями» культурного наследия. А мы продолжаем эти традиции. Теперь от нас, работников культуры, зависит, сможем ли мы сохранить, и передать эту информацию. Трудно, правда, малышу объяснить, что же такое «культурный код». Для этого мы используем музыкальные произведения, фольклор, изобразительное и прикладное искусство, но легче всего донести эту информацию в игровой форме, через сказки. Каждая сказка – это зашифрованное послание, спрятанные секреты, загадки и тайны, знание, назидание. Вот возьмем простую, казалось бы, русскую народную сказку «Репка» (0+). Хорошая, добрая сказка о добре, о трудолюбии и взаимовыручке, дружбе, об уважении к старшему поколению. На первый взгляд – сказка про семью. А где же тогда мама и папа, почему их нет рядом? Или почему Баба Яга такая страшная, но ее совсем не боятся животные? Почему не жилось спокойно, в тепле и уюте Колобку? И тогда возникают версии, дети задумываются, рассуждают, им хочется теперь знать еще больше. Возникает интерес, не только к героям и сюжетам, вещам, одежде, как был устроен быт, как звучат гусли, почему жалейка «плачет», а это самое главное.
– Что в Вашей профессии самое сложное для вас?
– Самое сложное, наверное, это найти в любом празднике, событии скрытый смысл или подтекст. Даже в празднике, который проходит каждый год, хочется всегда найти что-то новое чего еще ни у кого не было. Хоть уже все придумано. Поиск именно этой искорки, которая зажжет в хорошем смысле все мероприятие, и у него будет свое лицо. Наверное, труднее всего держать именно свое лицо. Мы все время должны удивлять, а это сложно.
– Как Вы думаете, человеку, который решил заняться театральной деятельностью, чем важнее обладать: врожденными талантами, задатками или наработанными навыками?
– Нет, прежде всего, он должен хотеть этим заниматься. Тогда у него получится абсолютно все. Да, есть талантливые дети, есть и те, кому неинтересно это вообще, а есть ребята, которые хотят выступать, у них горят глаза, они как губка впитывают все, и в конечном итоге, даже если его Бог не поцеловал в темечко, он все равно будет стремиться. Слово вроде такое скучное – «учиться». Но они не только учатся у нас, они развиваются, растут. И поэтому абсолютно у каждого ребенка, я считаю, есть шанс. Если его манит сцена, ему хочется на ней хотя бы какую-то функцию выполнять, у него все получится. Я когда-то работала с руководителем вокальной школы, в студии «Шоколад» в городе Новокузнецк. У нее потрясающая была группа, поющие дети и взрослые. Она, как руководитель, говорила, что абсолютно любого, человека можно научить петь, даже если нет слуха.
– Расскажите о своей самой запоминающейся постановке.
– У нас каждая сказка яркая, благодаря всему коллективу. В прошлом году у нас была яркая и динамичная сказка. Там был мэр Лукоморья, кот ученый, он приглашал с разных сказок персонажей, чтобы они приехали на его выставку волшебных вещей. В этой постановке были очень яркие костюмы, было много песен и музыки. Каждое 1 сентября, когда мы проводим День Знаний, это всегда что-то тоже удивительное, что-то интересное. Одно из запоминающихся выступлений у меня было в Новокузнецке. Какое-то время я там жила. Я делала огромный парад на День города. Это был юбилей Новокузнецка. И мне это задание дали сделать за две недели до самого мероприятия. Я думала, что не справлюсь с этим. Это было крайне тяжело, потому что администрация города хотела, чтобы участвовали все. А тема была «Сказочный Новокузнецк». Сколько мне пришлось выдержать от людей, потому что многие предприятия вначале отказывались: «Да нам не до вашего парада». Но позже все же согласились и приняли участие. Это было так здорово! Жители много писали, что наконец-то что-то красивое, интересное получилось. И правда, там была огромная машина, которую мы придумали, вокруг нее шли волны, был дуб, на котором сидела русалка, Пушкин там был, где-то нашли живого верблюда. Колбасная фабрика тоже всех умилила, потому что они шли в определенном порядке и несли 395 сосисок. В общем, было все. Люди впечатлились. Позже такой же парад я делала, посвященный году кино, и непосредственно была режиссером, сидела на первой машине. Народ очень здорово отреагировал. Это было интересно и масштабно. Вы знаете, мероприятия – это все мои дети. Я не могу сказать, что какое-то хорошее, а какое-то не очень.
– Наверное, в каждое мероприятие вкладываете частичку себя?
– Да, выбрать что-то одно тяжело. Я делала юбилей Дворца культуры в городе Новокузнецк. Там есть маленький, уютненький район Абашево, там я работала. И я решила сделать этот праздник домашним, по мотивам фильма «Любовь и голуби» (16+). И я его сделала, написала сценарий про Абашево. Кто-то из людей узнавал себя. Про кого-то мы говорили, кого-то выводили на сцену, говорили и про улицы, которые там существуют. Народ настолько это воспринял, они так аплодировали. Еще там у меня был один новогодний проект, я бы назвала это «Новогодний утренник для взрослых» (16+) по мотивам советских фильмов. Так как это дворец, там был огромный зал. Народ заполонял все, вплоть до того, что стоял в зале. После выступления они требовали повторить и писали в администрацию. Это было тоже очень приятно. Так же был период, когда я работала в университете Новокузнецка. Там изумительный был директор, светлая ему память. Он настолько был творческим человеком, несмотря на то, что он ученый. У него в университете была и вокальная, и театральная, и танцевальная студии. Я была поражена.
У них была традиция 8 марта и 23 февраля делать небольшой концерт для преподавателей, и, конечно, для студентов. Для спектакля мне дали преподавателей этого вуза. Это были мужчины, ученые, немножечко высокомерные и не желающие играть на сцене. А самому старшему из них было 79 лет. И я им говорю: «У меня вот такая задумка: «Вы попробуйте себя в роли женщин». После этих слов был скандал. Но все же мы договорились о репетиции. Я привезла платья, бусы, парики. Все сидят вот надутые. Смотрят на меня, как на врага народа. Я говорю: «Давайте сначала мы разберем все». Что там началось: они начали примерять платье, говорили: «Нет, тебе эти бусы не подходят». Я с таким наслаждением за этим наблюдала. Когда они вышли на сцену, несмотря на то, что эти люди были далеки от актерской деятельности, они сыграли так, что женщины просто плакали. Там был просто апофеоз, все аплодировали. Поэтому, какое не возьми, даже самое маленькое мероприятие, его можно сделать незабываемым и ярким. Каждый персонаж, это целая жизнь. У персонажа должны быть свои словечки, манеры, он должен по-особенному ходить, садиться. Это все надо с ним прожить с персонажем. Это очень интересно, увлекательно, но и сил забирает много.
– Расскажите об особенностях работы с детьми.
– На самом деле очень тяжело работать с детьми, потому что много энергии им отдаешь. Понятно, что ребенок не приходит к тебе готовый. Это ты ему все должен рассказать и вложить душу в то, что ты рассказываешь. То есть необходимо его, как цветочек, вырастить и воспитать. И все дети абсолютно разные. Не бывает похожих детей. Я не могу себе позволить повысить голос на ребенка. Я считаю, что этим я не только его унижаю, но и саму себя. Я и на взрослых-то редко кричу, но если сорвалась, это уже предел. Стараюсь общаться как со своими детьми. То есть по-хорошему, по-доброму спросить как дела, что происходит в школе, какое настроение. Если ребенок плачет, я не пройду мимо. Расскажет он или нет, это уже его дело. Я пытаюсь успокоить, приободрить. Я пытаюсь каждому ребенку сказать, что он уникален, какой бы он ни был. Есть дети, которые балуются, с ними вообще невозможно ничего сделать, но нужно найти какую-то зацепку, либо мотив какой-то. Если ты нашел направление, которое ребенку интересно, буквально капельку, видишь, что он заинтересовался, все, это ребенок твой. Опять же, это все зависит от ребенка. Если он хочет, если он заинтересован, или ты помог ему найти интерес, значит, все будет получаться. И даже когда у ребенка не получается, сначала надо сказать, что все впереди. Правильные эмоции подобрать.
– Какой совет Вы бы дали актерам, которые только начинают свой творческий путь?
– К сожалению, я не актриса. Конечно, играю, но я не актриса. И, честно говоря, никогда не думала, что у меня что-то будет получаться. Если посмотреть, как играли актеры именно советского периода, тот же Андрей Миронов, Высоцкий, да любой человек, это же целый мир неопознанного. Как они себя вели, как они вживались в роль. Они придерживались главного принципа Станиславского – соблюдать жизненную правду. С того момента, как предлагается какой-то персонаж, роль, человек перестает быть собой, и становится тем, кого он должен играть. Это самое главное. Ведь не зря же весь Запад работает по системе Станиславского, потому что это гениальная система. Почему мы верим актеру? Потому что он живет. Даже здесь, когда мы с ребятами играем, репетируем, я говорю: «Нет, сейчас ты не Аня, ты девочка-волшебница». И им как можно больше надо узнавать о своем персонаже, проживать его мыслями, читать те же книги, что он читал, познавать персонажа до последней молекулы. Тогда, я думаю, у начинающих актеров будет получаться.