Вечерний Магадан

Эдуард Козлов: Берегите себя, мужики! Хоть нас и мало, но нам еще многое предстоит сделать…

В начале декабря Магаданской областной организации Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» исполнилось 20 лет. Много это или мало, сказать сложно. Да и что такое 20 лет? Если примерить этот временной отрезок на человека, то это совсем ничего: уже и не ребенок, но и взрослым назвать тяжело. В 20 лет, по сути, взросление только начинается.

Но если говорить о предприятиях, организациях, объединениях, то просуществовать два десятилетия – это серьезный срок. Продержаться на плаву, быть в активной форме, сохранить репутацию и доказать обществу свои серьезные намерения не на словах, а на деле – это, согласитесь, достойно уважения.

У магаданского «Боевого братства» это получилось, хоть, как говорит руководитель организации Эдуард Козлов, было и непросто. Но здесь главное – вера, вера в то, что все делается не просто так, для галочки, для похлопывания по плечу от высоких чинов. Здесь все изначально было по совести, по-настоящему… Может, поэтому все и получилось, да и сама организация так долго просуществовала и по сей день продолжает успешно работать.

Безусловно, за 20 лет существования и работы «Боевого братства» проделана колоссальная работа. Когда я спросила нашего гостя о самых значимых результатах, которых им удалось добиться за этот период, собеседник меня одернул, прервал, пояснив, что все, чего им удалось добиться, все результаты значимы, и выделять что-то одно – это неправильно, некорректно.

«Любая помощь нашим ветеранам, неважно, какая она по масштабам, значима. Кому-то дров привезти, кому-то документы оформить, лекарства найти, в квартире полочку повесить – все это и есть наша победа в борьбе со сложностями, которые испытывал до этого человек. И если он к нам обратился с определенным вопросом, просьбой, значит, это для него важно, и сам он тот или иной вопрос решить не смог.

А видеть результаты, видеть то, что у нас получилось ему помочь, видеть его реакцию… это и есть самое главное, ради чего изначально и создавалась наша организация и то, ради чего нам нужно продолжать работать», – подчеркивает Эдуард Юрьевич.

О том, как создавалась организация и для кого, кто может стать ее участником и за что могут из нее выгнать, а также об основных направлениях работы и с какими итогами встретили свой юбилей, в интервью «ВМ» рассказал руководитель МОО ВООВ «Боевое братство» Эдуард Козлов.

Вопрос – ответ

– Эдуард Юрьевич, хотелось бы еще раз поздравить вас и членов вашей организации «Боевое братство» с юбилейной датой и начать нашу беседу с истории основания организации. Как все начиналось, кто стоял у истоков и для чего создание такой организации было необходимо в Магадане?

– В Магадане первое ветеранское движение появилось (спустя некоторое время) после окончания Великой Отечественной войны. Это был областной совет ветеранов. Они долгие годы проводили патриотическую и воспитательную работу среди подрастающего поколения.

Когда закончилась война в Афганистане, то ее ветераны стали объединяться, решая свои проблемы, участвуя в общественной жизни. Часть из них входила на тот момент в действующую общественную организацию ветеранов войны, другие – нет, были сами по себе или же создавали свои ячейки.

Стоит отметить, что в те времена проблемы и в самой стране были другие, как были другими и возможности. Государство на наши проблемы (ветеранов Афганистана) реагировало порой неоднозначно. Оно и понятно, ведь для страны это было новое явление, новые требования, новые чаяния, и с этим нужно было что-то делать.

Для того, чтобы ветеранам было легче справляться с их проблемами, решать вопросы… и было принято решение о создании самостоятельной и отдельной организации ветеранов Афганистана. В Магадане она была создана при совете народных депутатов, куда входил комитет воинов интернационалистов. На базе него со временем образовались: городская организация ветеранов войны в Афганистане, областная организация ветеранов войны в Афганистане, организация инвалидов войны в Афганистане.

Когда я переехал из Сеймчана в Магадан, меня выбрали в правление Магаданского отделения Российского союза Афганистана. А позже меня избрали его председателем, у меня на тот момент уже был опыт работы в подобной организации, в поселке нами было создано отделение Российского союза ветеранов Афганистана: мы занимали активную позицию, участвовали в совете народных депутатов, в заседаниях всех районных советов и всегда были на острие общественной жизни. Для меня данная работа была знакома и понятна.

Время шло, все менялось, количество военных конфликтов, к сожалению, увеличивалось. В них участвовали наши ветераны – магаданцы. Они постепенно пополняли ряды нашей организации. Так, за прохождение двух чеченских кампаний появились новые молодые ветераны, и ими стали создаваться новые ветеранские организации.

На каком-то этапе в Москве лидеры общественных организаций пришли к единому мнению, что не стоит распылять силы членам организаций, ведь задачи у всех одни и те же, способы решения тоже, и правильно было консолидировать все усилия при достижении целей. Тогда и было принято решение объединить усилия и создать одну общественную организацию ветеранов – «Боевое братство».

Спустя два года мы в Магадане собрали общее собрание, на которое пригласили представителей всех общественных ветеранских организаций. Выслушав пожелания каждого, мы тоже пришли к единому мнению, что нужно объединяться в одну организацию. Нас не так много на территории Магаданской области, и решать проблемы, объединившись, нам будет легче. Решили – сделали, после направились в Москву, и нас, магаданское отделение «Боевого братства», включили в состав общероссийской организации.

– Сколько изначально было человек в данной организации?

– Нас с момента создания было много, так как на момент образования нашей единой организации, тогда существующие, которые вошли в наш состав, имели постоянных членов. Только ветеранов Афганистана было более 110 человек.

– А сколько человек (членов) сегодня в организации?

– Более 300 человек. Понятно, что самих ветеранов в нашем регионе намного больше, нежели участников нашей организации, и это тоже объяснимо, ведь когда у человека все хорошо, он справляется самостоятельно со своими проблемами, то ему и обращаться за поддержкой ни к кому не нужно. В организацию, как правило, приходят те люди, у которых есть какая-то проблема, и они ее не могут самостоятельно решить. Но есть и ветераны, у которых и проблем, по сути, нет, или же они с ними справляются, но все равно состоят у нас в организации. Эти люди живут по принципу: «За державу обидно», у них есть силы и желание помогать другим ветеранам и своей стране в целом.

– Какие основные функции и цели у организации? Чем она занималась тогда и чем вы занимаетесь сегодня?

– Основная цель с годами не менялась – это помощь ветеранам и участникам боевых действий, их семьям, семьям погибших. Абсолютно любая помощь, не только физическая, материальная, но и моральная.

Вторая часть не менее значимая – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. С молодежью надо встречаться, с ними надо общаться и личным примером показывать и рассказывать – как надо любить Родину, как правильно относиться к тем или иным событиям, как правильно себя вести и реагировать на те или иные жизненные ситуации.

– В продолжение хотелось бы отметить, что на подобных встречах с детьми, молодежью все же хотелось бы наблюдать членов вашей организации, прошедших, участвующих в войнах и т. д. А не как сейчас – представителей бюджетных учреждений, переодевающихся в военную форму с медалями и гордо голосящих о всех тяготах военного времени.

– Это вопрос не ко мне, а к тем, кто приглашает на данные лекции тех или иных спикеров.

– Согласна. Возвращаемся к вашей организации, расскажите об основных проблемах, с которыми приходится сталкиваться ее участникам?

– Одна из самых нерешаемых проблем – это проблема с жильем. В 2004 году ситуация изменилась в худшую сторону после принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, который вносил изменения во многие законы и вообще менял систему социальной помощи и поддержки населению РФ. Он и ввел понятие монетизации льгот. Во многом монетизация помогла с тем, что люди стали получать реальные деньги за не предоставляемые льготы, но в части квартир и выделения жилплощади ситуация ухудшилась. В натуральном выражении люди из года в год получали реальную жилплощадь, а сейчас выделяется жилищная субсидия с учетом квадратных метров на человека по ценам Госстроя, которые существенно отличаются от реальных цен. На сегодняшний день получается, что ничего на эти деньги не купишь. Но если есть собственные средства, то субсидия (дополнительные деньги) – она в помощь. Но мы понимаем, что собственные накопления есть не у всех. В общем, данная проблема практически нерешаемая.

Но у нас хорошо налажен вопрос санаторно-курортного лечения за счет того, что наши головные московские организации участвуют в конкурсах, тендерах на общероссийском и федеральном уровнях. Поэтому нашим организациям выделяются санаторно-курортные путевки, которые потом распределяются по регионам. И здесь стоит отметить, что магаданских ветеранов в данном распределении не обижают.

По здоровью очень много проблем. Стареют, болеют и т. д., поэтому оказание срочной, регулярной, эксклюзивной медицинской помощи для наших ветеранов – это отдельные непростые вопросы, которыми приходится заниматься.

– За 20 лет проделана колоссальная работа, расскажите о наиболее значимых проектах, которые удалось реализовать.

– Каждый решенный вопрос в пользу ветерана – это и есть победа, уже ради этого стоило работать.

За 20 лет у нашей организации сложился определенный имидж, авторитет в области и в городе. Когда я стал председателем организации, одним из первых и достаточно серьезных наших решений, проектов была установка памятного мемориала землякам-колымчанам, погибшим на службе Отечеству в Афганистане, Чечне и в ходе других локальных конфликтов, на Аллее Славы. Открыт он был 17 сентября 2005 года. До этого у ребят 10 лет не получалось, постоянно возникали какие-то препоны. Когда мы объединились, то все свои усилия направили на реализацию данного проекта. Нам долгое время не выделяли участок земли под установку мемориала, тогда городской архитектор был категорически против, чтобы мемориал находился на аллее, но мы все же настояли именно на том месте. Тогда нас поддержали власти города и региона.

– Чем сегодня живет организация?

– Задачи у нас сильно расширились с началом СВО. Мы с 2014 года оказывали всевозможную помощь воюющим на Донбассе русским людям, но с началом СВО эта работа многократно усилилась с учетом того, что в первые же дни часть членов нашей организации, как людей, имеющих боевой опыт, мобилизовали. И, конечно же, нашей первоочередной задачей на сегодняшний момент является помощь нашим ребятам на фронте в необходимом спецоборудовании и обмундировании, которое облегчает им выполнение поставленных задач. Вопрос непростой, но мы стараемся его решать по мере наших сил и возможностей.

С января прошлого года каждый день за ленточкой на постоянной основе работают два-три волонтера от «Боевого братства». Эти люди на основном месте работы берут положенный ветеранский отпуск и едут на Донбасс.

Огромная благодарность губернатору Магаданской области, который поддержал инициативу создания там склада Магаданской области. Администрация области взяла на себя определенные организационные вопросы, затраты и участие в этом процессе, и совместными усилиями нам такой склад удалось создать.

– Есть ли женщины в «Боевом братстве»?

– Были и есть. Понятно, что армия и боевые действия в основном состоят из мужчин, но без участия женщин на фронте тоже не обходится. Сегодня у нас целое подразделение медиков на СВО, состоящее исключительно из одних женщин.

– Кто может вступить в вашу организацию?

– Человек, который являлся или является участником боевых действий, и для вступления к нам ему достаточно удостоверения. Недавно приходили ребята из ЧВК, которые не имели удостоверений, но имели государственные награды, и мы считали это веским основанием для вступления к нам.

– За что вы можете выгнать члена из «Боевого братства»?

– У нас в уставе прописано за что: за дискредитацию ветеранского движения, за действия, порочащие звание ветерана.

– А бывало, что вы кому-то отказывали исходя из субъективного мнения? Личная неприязнь, например?

– У нас в организации есть правление, и оно принимает те или иные решения. И текущие вопросы решает исполком. У нас все объективно.

– Есть ли на сегодняшний день в Магадане подобные вашей организации?

– Недавно была создана московская ассоциация ветеранов СВО в Магадане (ее филиал). Хоть это и отдельная организация, но мы являемся ее учредителями. Я думаю, что для нашего региона не имеет смысла работать параллельно, и мы будем объединять усилия, хотя все будет зависеть от руководителя организации, как они будут выстраивать свою работу.

– Пожелания членам вашей организации в честь юбилея.

– В первую очередь здоровья. Я хотел бы пожелать всем участникам, ветеранам боевых действий здоровья, берегите себя, мужики! Хоть нас и мало, но нам еще многое предстоит сделать.

Автор:

Наталья Мифтахутдинова

Фото:

Елена Кухтина