«Я не работаю в театре… я им живу.
Театр, сцена, мои коллеги, мои зрители – это мой дом, моя семья, моя жизнь. И по-другому я себя не представляю, а точнее, представлять даже не хочу».
Гость нашего интервью – артист Магаданского областного музыкального и драматического театра Эльдар Тетакаев в особом представлении не нуждается, достаточно было накануне выхода нашего с ним интервью разместить анонс с фотографией в социальных сетях, на который мы получили много положительных откликов. Это, впрочем, и неудивительно: пообщавшись более полутора часов с нашим гостем, понимаешь, что вряд ли найдется человек, у которого Эльдар Тетакаев может вызывать отрицательные эмоции, отражающиеся в нелестных комментариях.
Интересный собеседник, комфортный и позитивный в общении, не ослепленный славой и светом рамп, яркий и талантливый артист с запоминающимися сценическими образами. Как отмечают его поклонники, он умеет заинтересовать и удержать зрителей, заставляя их погрузиться и прочувствовать не только саму атмосферу спектакля, но и сопереживать артисту, а точнее, герою, которого он играет. И в этом тоже нет особых секретов, все очень просто: как говорит гость нашего интервью, достаточно просто искренне любить своих зрителей и они это чувствуют.
Вопрос – ответ
– Эльдар, Вы артист Магаданского областного музыкального и драматического театра, расскажите о своей профессии, как Вы пришли в творчество, как судьба связала Вас с творчеством? С чего все начиналось?
– Все начиналось с утроба матери (смеется). Мама у меня очень любила музыку, в основном классическую. Она ее постоянно слушала, напевала. А когда родился я, она с первых дней желала, чтобы я свою жизнь связал с музыкой, творчеством. И ее мечта сбылась.
Я учился в художественной и музыкальной школе (по классу – скрипка). После поступил в Магаданский колледж искусств, где после двух лет обучения по скрипке перевелся на режиссерское направление.
Спустя год у меня начался период споров самим с собой: мне казалось, что учеба в колледже это не то, чем нужно заниматься, и я только зря трачу время, в итоге и забрал документы. Чтобы времени не терять, я решил поступить в вуз на изучение японского языка, но вступительные экзамены провалил.
Так как к тому времени во многих учебных учреждениях наборы абитуриентов на зачисление завершились, я пошел в Магаданский техникум и поступил на специальность «Автомеханик». После успешного окончания обучения я планировал идти в армию, но отец был другого мнения на этот счет. Как-то после посещения ночного развлекательного заведения я ночью возвратился домой, у порога меня встречали родители со словами: «ты летишь». Я говорю: «куда я лечу? Ночь на улице, я не готов лететь». На что они мне пояснили, что купили билет во Владивосток, и я вылетаю туда через неделю. К слову, сам никогда там не был, во Владивостоке у меня была только сестра, которая обучалась в вузе. Так вот, спустя неделю, я собрал чемодан, взял скрипку и поехал в аэропорт.
– А скрипку зачем?
– Потому что у меня надежда была, что я буду продолжать играть, всему свое время.
Возвращаясь к Владивостоку, мне потребовалось около года, чтобы привыкнуть к городу, к людям, к новой жизни. Я устроился на работу, чтобы хоть как-то себя обеспечивать.
– На скрипке играли?
– Нет, она у меня лежала, я ее берег. Я ее так любил, что не трогал (смеется). Но стоит сказать, что летом пришел в Дальневосточную государственную Академию и подал заявление на поступление. Очень хотел обучаться на вокале (эстрадно-джазовом). Но узнал, что сильный педагог данного факультета уехал, я расстроился и передумал.
В этот момент случайно познакомился со студентом первого курса академии, он рассказал, что обучается на академическом вокале и призывал меня поступить на этот же факультет. На что я ему ответил, что не хочу петь. В ответ он меня отвел в один из кабинетов в академии: там стояло фортепиано, и он, сев за инструмент, стал наигрывать мелодии, а после запел. Пел он песни в стиле разных известных исполнителей. Меня впечатлило его исполнение и он меня уговорил поступать на академический вокал. Он мне пояснил, что на факультете я познаю основу, базу, а далее смогу петь абсолютно все. «Основа – это твоя природа, если ты научишься это делать правильно технически, распределять свои физические силы, ты сможешь петь долго и все – классику, рок, попсу, джаз, вообще неважно, к чему у тебя душа будет лежать», – вот так он и сумел меня мотивировать на поступление.
Подготовился, поступил, отучился два подготовительных курса, а после еще пять лет основных.
– Как Вас это все привело в театр?
– После окончания академии я много работал над разными проектами. У меня были экспериментальные наработки с немецкими дирижерами, артистами, солистами оперных, а также и музыкальных театров. Был опыт работы и с московскими солистами в экспериментальных театрах.
Но все же я вернулся в Магадан. Спустя полгода меня пригласили работать в Хабаровский театр, и я согласился. Там я выступал недолгий период, но по семейным обстоятельствам был вынужден вернуться снова в Магадан.
По возвращению (2016 год) я трудоустроился в Магаданский областной музыкальный и драматический театр. В том же году, благодаря нашему руководству, я и моя партнерша по сцене Любовь Лапина, приняли участие в международном конкурсе, который раз в два года проходит в Екатеринбурге, где мы заняли два первых места. Мне очень понравился конкурс и сам музыкальный театр. Я после их спектакля выходил воодушевленный и под эмоциями. Надеюсь, что наш зритель тоже после наших спектаклей выходит под эмоциями и всегда уносит какую-то частичку того события, которое происходило на сцене.
Я считаю, что театр – это как некая площадка для развития общества, для обогащения мира. Ведь мир бывает не только таким, каким мы привыкли его видеть, к примеру, из окна, он, на самом деле, более красочный и интересный. Театр заставляет еще и задуматься о жизни, анализировать, примерять роли героев, как бы повел себя я, а почему они так сделали и подобное.
– Когда Вы были ребенком, Вы часто посещали театр? Вы думали о том, что когда-то будете выступать на этой сцене?
– Я с самого детства хожу по различным культурным мероприятиям. Очень много ходил на выступления по бальным танцам и сам хотел этим заниматься, но родителям об этом ни разу не говорил. Хотя мама видела, что мне этот вид искусства очень нравится. И как-то она мне предложила записаться на бальные танцы, но с условием, что моей партнершей будет моя сестра. И я отказался.
На самом деле до сих пор думаю о том, почему я тогда не переступил через себя и не стал танцевать. Но, по крайней мере, смотрел выступление танцоров, ходил на целый постановочный спектакль бальных танцев, это было очень здорово. Я всегда им завидовал и на их месте представлял себя, таким же страстным…
– Но Вы на сцене такой же сейчас, можно сказать, что частично Ваша мечта сбылась.
– Не совсем так… Я бы не сказал, что я исключительно танцор. У нас, артистов, комплексная работа. Также мы вносим свою лепту в творчество, в воспитание молодого поколения и подобное.
– Профессия артиста, в чем ее сложность?
– Бывает тяжело. Особенно, когда приходится в материал очень быстро уходить. Бывает, когда ты не в материале. Есть рабочий спектакль, есть определенная команда, которая его играет, и тебе надо максимально вжиться в роль, понять материал. Да, это не просто, что ты заучил свой текст, лишь бы его сказать. Но и здесь есть конкретный диалог, если я забыл текст, мой партнер может подсказать пару слов. Мне непосредственно надо слушать, что он говорит, чтобы дальше шел прямой диалог, и чтобы зритель, который смотрел на нас, понимал о чем идет речь или что сейчас будет происходить дальше.
Есть еще момент в профессии – не быть всегда одинаковым, не повторяться. Самое сложное для любого артиста, это главное – не заштамповаться. То есть определенные наработки, которые будут отличительными, которые будут характеризовать самого артиста. А есть конкретные штампы, к примеру, манера игры, и ты говоришь: «я это уже видел, мне это неинтересно, я хочу что-то новое». Это как жеваная жвачка: ты жуешь, жуешь, жуешь, а она вкус теряет. Поэтому всегда приходится не только работать над какой-то ролью, но и делать так, чтобы не повторяться. Вот это сложно.
– Если Ваши дети выберут профессию артиста, Вы будете их отговаривать?
– Нет. Я не могу знать, кем будет мой ребенок, чего он захочет, но могу подсказывать, как-то мотивировать. Я могу помогать, направлять это все, но не буду ему противоречить в его выборе. Я хочу, чтобы он попробовал себя. Если ему понравится, буду помогать. Если нет, то посоветую себя пробовать в другом, искать. Понимаете, каждая профессия, она по-своему уникальна. Везде есть взлеты и падения, везде есть тягости и легкости. Это же не только от нас зависит, это зависит и от судьбы, и от жизни, как Всевышний распорядится в этот момент. Вот он увидел и сказал: «я хочу, чтобы у тебя получилось», и дал тебе волю на это, и у тебя получилось.
– Как, по-вашему, каждый ли человек может стать артистом? Мне 40 лет и я хочу стать сейчас артистом, стоит ли мне пробовать?
– Если есть желание, то да. В первую очередь необходимо желание, наглость, стремление и полная отдача. И если это все будет в комплексе, я думаю, проблем ни у кого не возникнет.
– А как же талант?
– Талант, он тебе дается свыше. Но кто, как этим талантом распоряжается? Кто-то, и это правильно, направляет его и трудится, трудится, трудится. То есть, помимо таланта, у тебя нарастают еще какие-то примочки, которые придают тебе харизму, придают тебе какую-то образную статичность, силу. Знаете, когда есть такие личности, когда они выходят на сцену или где-то в обществе появляются, они все внимание себе забирают. Эти люди значимые.
– Этому научиться можно?
– Ну, научиться всему можно. Я говорю, опять же, все зависит от нас самих. То есть, если есть желание, есть какое-то стремление, то нет ничего невозможного.
– А как понять, что во мне или в другом человеке есть все-таки в предпосылке к актерскому мастерству? То есть, если я постоянно в образе, это о чем-то говорит?
– Конечно. На самом деле каждый человек, вне зависимости какой специальности, он всегда в образе. Это индивидуальная личность. С рождения мы неосознанно занимаемся тем, что собираем, примеряем на себя разные образы из мультфильмов, фильмов, спектаклей. Вот такой собирательный образ присутствует с нами в течение всей жизни, он может корректироваться по мере взросления, но основа берется из детства.
А актерское мастерство, то любой человек при большом желании мог бы себя в этом попробовать. Я не говорю, как профессионал играть, как профессионал это, конечно, тяжело – нужно обучение по дикции, по тому, как себя держать на сцене, петь и прочее.
– Используете лично Вы актерское мастерство, уходя за стены театра, в повседневной жизни? В очереди в поликлинике, в магазинах и подобное.
– Бывают моменты, когда приходится играть, но не часто, в основном ради шутки, чтобы кого-то повеселить. Но я знаю актеров, которые вообще из образа не выходят. И ты не можешь понять иногда, сейчас он настоящий, или ненастоящий.
– А Вы сами не боитесь перейти ту грань, между настоящим и ненастоящим себя, и потеряться?
– Нет. Ты, конечно, вживаешься в роль, но при этом ты четко понимаешь, что это всего лишь роль.
– А как быстро Вы возвращаетесь в себя после очередного спектакля?
– Чтобы вжиться в роль, понять своего персонажа, раньше, когда у меня не было опыта, на это уходил день. Сейчас это быстрее. Вообще для того, чтобы избавиться от посторонних мыслей и образов, мне помогал душ. Приходил после спектакля домой, принимал душ и ложился спать. На утро просыпался бодрый и обнуленный, готовый к новому.
– Ведете ли Вы подсчет своим спектаклям, постановкам?
– Нет, но, я думаю, что их немало.
– То есть для Вас важно не количество, а сама роль и качество игры?
– Конечно, качество очень важно. Если думать о количестве, то сама игра, спектакли превратятся в конвейер, лишь бы отыграть, для галочки. А зритель это будет видеть и чувствовать. Зритель все чувствует. Есть понимание, что я верю ему или не верю.
– Вы заговорили о коллегах, расскажите о них. Тяжело ли с творческими людьми работать, тем более, когда их очень много?
– Нет, не сложно. Наоборот, хорошо и позитивно работается, когда вы команда и все на одной волне. Все мы нацелены на результат, у нас одна вера на всех, вера в то, что мы делаем.
– А есть такое понятие, как конкуренция за роль?
– Вы знаете, я всегда за здоровую конкуренцию. Если, к примеру, артист лучше меня играет, я рад этому, потому что я учусь у него. Если я сильнее, лучше его играю, то надеюсь, что он учится у меня. Тут надо понимать, что вражда – это не выход, это сильно мешает. В нашем мастерстве должен быть всегда какой-то вот обмен информацией, опытом, поддержка.
– Самая Ваша лучшая роль, которую Вы сыграли, чем гордитесь?
– Мне очень нравится Айфред «Летучая мышь» (12+). Я все равно считаю, что я его слабо играю. Многим нравится моя игра, но я знаю, что могу своего героя сделать лучше. Но сколько пытался, у меня пока это не получается. Мне очень нравился Пинкертон, это опера «Мадам Баттерфляй» (16+). Роль драматичная, очень серьезная и тяжелая. Там и сама сюжетная линия непростая, но она имеет место быть в жизни у каждого человека.
На самом деле роли все по-своему хорошие, тяжело выделить какую-то одну. А те, которые за душу цепляют – они все драматические. Но я могу играть и комедийные роли. Хоть их тоже непросто играть. Быть смешным тяжело, очень тяжело. Дурачком, да, а вот именно смешным – нет, дано не каждому.
– А есть ли или были ли такие роли, за которые неловко себя чувствуете, стыдно?
– Да. Была у нас постановка в академии, и была сказка постановочная «Колобок» (0+). Я там играл собаку. Я не смог отказать самому профессору, тем более он всегда говорил, что все великие исполнители проходили через такие роли, это, в каком-то смысле, испытание. Так вот, мне нужно было гавкать и быть с высунутым языком. На репетиции я это сделал, но на сам спектакль не приехал. Мне очень стыдно за это по сей день, но я так не хотел эту роль. Плюс такси, в котором ехал на спектакль, попало в пробку, и ехал я до академии примерно два часа. После у профессора просил прощение за эту выходку…
– Простил?
– Да.
– Эльдар, расскажите, как Вы настраиваетесь на спектакль? Сколько времени у Вас уходит на подготовку новой роли?
– Перед премьерой времени нужно много. Нам перед премьерой распределяют роли, это могут быть и несколько ролей. Дальше идет разбор текста, понимание, о чем текст, работа на площадке с коллегами, режиссер объясняет свою задумку, что он видит и как он это видит. И мы непосредственно начинаем воплощать его задумки. Мы также можем вносить свои корректировки. Далее начинаются репетиции. Они зависят от постановочного времени. Например, две недели на постановку спектакля. Мы две недели с утра до вечера работаем, гоняем тексты, приходим домой, спим с текстами, просматриваем ряд материалов, которые облагораживают нашу сценическую роль.
– Что делать, если артист забыл слова во время спектакля? Как Вы выходите из положения?
– Я бывает, что-то пою, какое-то произведение, и вдруг провал по тексту. Я думаю, что через это каждый артист проходил. Так вот, в таких случаях начинаю на ходу придумывать текст, подбирать слова по смыслу. На это даются секунды, иначе вылетишь из музыкальной линии. Это все приходит с опытом и никак иначе.
– Каждый раз, выходя на сцену, испытываете ли Вы чувство волнения?
– Да, и это нормально. Я думаю, любой здоровый, адекватный артист волнуется. Мы же живые люди. Мы думаем, как сделать так, чтобы понравилось зрителям, будет ли это смотреться, думаем о том, как не позабыть слова и прочее.
– Кого Вы не стали бы никогда принципиально играть?
– Я, например, никогда не смогу сыграть людей нетрадиционной ориентации. Я даже это представлять не хочу.
– Роль мечты?
– Я хотел бы сыграть Альфреда в Травиате, хотел спеть Рудольфа Багеми, хотел спеть Марио из Лиан-Кавала. Серьезные и драматичные роли.
– Вспомните самые курьезные случаи, которые с Вами происходили. Может, во время репетиции спектакля.
– У меня было абсолютное несмыкание: я помню, это было в Хабаровске, у меня не было голоса. А мне надо было петь, и была постановка «Графа Люксембурга» (12+). Я играл художника и мне предстояло много петь. Это был мой первый спектакль и я не мог себе позволить не выйти на сцену. В итоге вышел и спел, по моему внутреннему состоянию, мне казалось, что я ужасно пел. А ко мне многие подходили, говорят: «Вы так шикарно звучали, Вы так шикарно пели». То есть, все относительно.
– Ваши поклонники, фанаты. Кто они?
– Они хорошие люди, бывает, после спектакля подходят ко мне, пишут сообщения. Я к этому очень положительно отношусь. У нас в Магадане абсолютно спокойные люди, маньяков-фанатов нет.
– А Вам что-нибудь дарили? Какой из подарков Вам наиболее запомнился?
– Мне рисунки дарили, на которых я изображен. Сладости, открытки с пожеланиями и прочее.
– И в завершение, порадуйте зрителей, что нам ждать в новом театральном сезоне, в каких спектаклях Вас можно увидеть?
– Скоро будет постановка «Моцарта и Сальери» (16+). Художественный руководитель и дирижер – Руслан Леонидович Казовчинский. Режиссер-постановщик – Владимир Диль.
И второй спектакль «Марица» (12+), постановщиком этого спектакля будет Мария Станиславовна Леонова. Следите за афишами, приходите в театр, смотрите наши спектакли, мы вас любим и ждем.