Интервью с Полиной Винокуровой, художником, педагогом, совладелицей арт-мастерской «Sisters feel»
– Обычно тяга к творчеству просыпается в людях с самого раннего детства. Расскажите, было ли так и у вас, или наоборот, эта искра возникла внезапно?
– Мне кажется, я в этом смысле – классический пример. Рисовала всегда, с самого раннего детства, причем и в садике, и в школе эту мою способность особенно отмечали. Я всё время рисовала.
Но, став взрослой, живописью занимался всё меньше… Открытки любила делать, мастерить что-то, декорировать.
И как это бывает у многих мам, в декрете я снова вспомнила о своей отдушине, о своей любви к искусству и рисованию. И почти 4 года назад снова окунулась в живопись.
– Как вы стали развивать своё чувство прекрасного?
– Все учителя твердили моей маме, что у девочки талант и надо что-то делать. И, конечно, она отвела меня в 6 лет в наш ДДЮТ в изостудию и на занятия глиной. Забавно, но Ольга Викторовна Петрова, мой наставник из изостудии, в прошлом году стала педагогом уже у моей дочки. Она вспомнила меня, и каких мышей я рисовала. Хоть это и было 25 лет назад. Видимо, это были действительно неплохие мыши (улыбается).
Затем я поступила в нашу магаданскую художественную школу, окончила её с отличием. А когда стала преподавать живопись, относительно недавно, я занялась самообучением. Сейчас масса материала, ты можешь погрузиться самостоятельно в любую тему, легко учиться самому, главное, как можно больше практики. Я непрерывно пишу маслом каждый день уже почти 4 года.
В 2019 году самостоятельно прошла курсы профессиональной переподготовки, и теперь я дипломированный преподаватель изо, ежегодно повышаю свою квалификацию.
– Вы по образованию юрист, в 2010 и 2012 годах вы становились лауреатом премии «Юрист года Магаданской области», как так получилось, что вы ушли от творчества в эту профессию?
– Действительно, у меня была весьма успешная юридическая карьера.
Честно, никогда не рассматривала творчество как карьеру, это было моей отдушиной, любовью и хобби. Решила быть юристом еще в школе, обожала историю, литературу и обществознание. У меня был потрясающий учитель по истории и обществознанию, я заслушивалась на уроках его рассказами. И ещё тогда чувствовала, что хочу быть полезной для людей, делать что-то действительно нужное. Вполне логичным было поступить в юридическую академию. И я влюбилась в эту профессию с первого взгляда. Это то, что мне действительно очень нравится. В профессии юриста, кстати, полно места для творчества.
– Теперь вопрос от обратного, вы столько времени отдали юриспруденции, что подтолкнуло окончательно уйти в искусство?
– Да, я почти 10 лет проработала в Министерстве юстиции.
Окончательно уйти в искусство подтолкнули мои дети. Я стала дважды мамой, и поняла, что это моя главная роль. Но, с моей стремительной политической и юридической карьерой, загруженностью, ответственностью я пропущу всё их детство. Мне нужно было реализовать себя как-то по-другому, чтобы иметь много свободы и времени для семьи и детей.
Конечно же, колоссальное удовольствие я всегда получала от живописи, от возможности радовать людей, дарить красоту и радость творчества. Лично для меня принципиально важно, чтобы работа была в радость и тебе, и окружающим.
Теперь я сама регулирую свой рабочий график, совмещаю работу, семью и детей, это было очень удачным решением. Ведь теперь получается проводить максимальное количество времени с детьми.
– Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас?
– Сейчас я веду мастер-классы по живописи маслом для взрослых, для деток от 9 лет. Также учу рисовать малышей от 5 лет, частные уроки даю. Это всё в мастерской. С учениками устраиваем благотворительные выставки, участвуем в ярмарках.
Совершенно случайно родилось ещё одно направление деятельности. Летом в отпуске скучала по Магадану и рисовала его улицы, море, архитектуру акварелью. Из этих работ и моей любви к родному городу родилась серия почтовых карточек. Не ожидала такой к ним интерес, но люди стали заказывать их по всему миру. Мои открытки отправились в Европу, Китай, Японию, они разлетелись по всему миру, как тёплый привет «из Магадана с любовью». Месяц назад выпустила вторую серию открыток с моими акварелями и картинами маслом: мамонт, Нюкля, наш маяк, ул. Портовая, ул. Ленина – все наши любимые места на этих открытках.
Также в нашу мастерскую набрали опытных педагогов в свою команду. У нас теперь преподаётся акварельная иллюстрация для детей от 8 лет. Ещё один педагог английского языка ведёт у нас «Art-English», где детки с 5 лет учатся английскому языку через творчество.
И, конечно же, постоянная текущая работа в мастерской, с учениками, постоянное обновление картин маслом, акварелей, ведение блога, благотворительность и различные творческие проекты.
– У вас невероятно уютная студия, поделитесь с нами, чем вы вдохновлялись при её создании? Место буквально пропитано творчеством, любовью и свободой.
– Любовь там витает в воздухе, действительно, верно подметили. Какая-то особенная атмосфера. «Sisters Feel» – название арт-мастерской – переводится как «сестры чувствуют», «сестринские чувства», это всё о любви. У нас ведь семейная мастерская, над её созданием трудилась вся наша семья: я и моя сестра, наши мужья, и даже детки нам помогали. Рождалась студия в любви и творчестве. Как бы странно это ни звучало, но мы вдохновлялись удобством. Хотели создать, прежде всего, уютное, удобное пространство для творчества, где было бы комфортно творить мне и моим ученикам. Дизайн и интерьер придумывали вместе с сестрой, отталкиваясь от современного стиля и скандинавского минимализма. Нам не хотелось классическую галерею. Нам нужно было стильное современное пространство с максимумом света, простора, воздуха и красоты. Получилось действительно такое особенное, теплое и вдохновляющее место. Теперь из мастерской уходить не хочется.
– Как повлиял 2020 год с его ограничениями на ваше творчество, на ваше дело?
– Мы открыли мастерскую в марте 2020 года, а в апреле начались ограничения. Так что, спокойно закрыли студию и поставили обучение на паузу. Ждали отмены полного карантина. Я продолжила писать картины дома на кухне. Это тоже удобно: можно и суп варить, и работать (улыбается).
Так что, проходили этот период без стресса. Главное – адаптироваться к меняющимся условиям.
– Расскажите немного о ваших планах? Может быть, вы хотели в идеале открыть полноценную художественную школу в Магадане?
– Художественная школа у нас уже есть, причем, очень даже хорошая. А вот для взрослых нужно открывать больше направлений. Хочется, чтобы как можно больше людей посвящали своё время творчеству, находили для себя плодотворное хобби. Мечтаю о команде таких же горящих любовью к живописи и к людям художников и педагогов, чтобы творить вместе, учить живописи. Хочется, чтобы людям в Магадане жилось интересно, чтобы подростки больше времени проводили за продуктивными хобби и интересным общением.
– Многие люди, и я в том числе, вполне себе рисовали в детстве, потом навыки забросились, позабылись, а некоторые и вовсе не умеют, как они говорят, рисовать. Как думаете, возможно ли научиться создавать шедевры буквально с нуля, потратив немного времени?
– Это всё зависит от человека, очень индивидуально. В какой момент ты отойдешь от холста и скажешь: «Это шедевр!»? Кто знает, сколько тебе нужно на это времени. Единственное, что я могу сказать точно, что пробовать стоит, наслаждаться творческим процессом стоит, рисовать и творить стоит. И на это уж точно не жалко немного времени.
– Как относитесь к современным видам искусства? Например, абстракционизм, граффити, перформансом и т. д.?
– Люблю искусство. Это ведь проявление своего внутреннего мира, а это всегда интересно. Особенно, когда творчество пронизано эстетикой, изяществом, глубоким смыслом. Но, вот не люблю ненормативную лексику и грубость, пороки и низкие чувства, ни в классическом, ни в современном искусстве.
– В чем ценность художника?
– В его способности любить и уважать зрителя, собеседника. В умении транслировать свои переживания и состояния. В преображении мира.
Блиц-опрос
1. Полезные навыки настоящего живописца?
Усидчивость, трудолюбие, тренированный глазомер, ответственность, коммуникабельность, эмпатия, адаптивность.
2. Сюрреализм – это…?
Это Дали, это метафоры и символы. Чувства, страхи, глубинные переживания. То, что не понять без знаний об авторе и об обстоятельствах, в которых он находился.
3. Самообразование, или всё-таки художественная школа?
Сначала база, школа, потом самообразование и обучение у лучших. И, конечно, практика нон-стоп.